Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

История семьи


X ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – ХХ ВЕК»

Направление исследовательской работы:
«История семьи на фоне Российской истории XX века»

МОУ «Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа имени В. П. Астафьева»

Участники исследовательской работы:

Степанова Вера, Степанова Юлия

Руководители исследовательской работы:
Моршнёв Александр Михайлович, учитель истории,
Селина Елена Владимировна, педагог-организатор, учитель технологии.

с. Верхний Кужебар
2009год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Семейный фотоархив.
2. Воспоминание членов семьи.
3. «Красноярский край в истории Отечества», книга третья 1941-1953 гг.; книга четвёртая 1954-1985 гг. А.А. Григорьев, Н. И. Дроздов и др. «Красноярское книжное издательство», 2000 г.

ПЛАН:

1. Вступление.
2. Воспоминания прабабушки.
3. Заключение.

Вступление

Наш долг – хранить память о прошлом. Для этого мы и собираем свои архивы, для этого записываем (увы, сейчас куда меньше, чем десять лет назад), воспоминания живых свидетелей трагических событий прошлого. Мы не случайно заявили в качестве одной из приоритетных тем – историю семьи и, наверно, не случайно получили по этой теме очень много для себя важной информации.

Выяснение истории судеб дедов и прадедов, родителей ближних и дальних родственников – все это способствует укреплению внутренних связей, внутрисемейному уважению.

Как не уважать и безмерно не любить тех, кто тяжелейшим трудом своей жизни своей ковал могущество государства, обеспечивая наше сегодня и наше завтра. Рассказы нашей главной участницы событий тех лет – прабабушки Селиной Валентины Тимофеевны легли в основу нашего повествования. Это временной промежуток примерно начала второй четверти двадцатого века и до конца его. Она – старшая праматерь нашего рода по маминой линии.

Слушаешь ее неторопливые рассказы – воспоминания, порой горькие, иногда веселые. Ведь о них, люди, жившие тогда, так же, как и мы сейчас, и молоды были, и радовались жизни, солнцу, детям.

Только вот как-то трудно переложить тот мир на кальку современности. Но нужно – это и есть традиции, преемственность поколений, памятью и оно, прошлое, призвано помочь нам, нынешним потомкам, задуматься над этим прошлым, извлечь из него уроки для блага поколений грядущих.

Нам, как и всем, пожалуй, дорога история семьи. Рассказы нашей прабабушки, Селиной Валентины Тимофеевны, это рассказы не только о себе, но и о других членах нашей большой семьи. Что было в их жизни и как они прожили свой век, в основном стало понятно. Но трудно понять, как в те времена было страшно и трудно жить. Мало того, что это было сталинское время ( репрессии), так ведь ещё и война шла. И, все же, они радовались каждому дню, и надеялись, и строили планы на будущее. Все как всегда у всех людей.

Наша прабабушка родилась в 1936 году, в семье Тимофея и Юлии. Она была не единственным ребенком: были еще два брата – Михаил, Леонид и сестра Мария ( но о них чуть позже).

Вспоминает прабабушка:

Пришло время войны, тогда мне было пять лет. Почти всех мужиков забрали на фронт, в том числе и моего отца, и брата Михаила – остались в селе одни женщины, старики, да дети. Мама работала на Ворошиловском заводе с восьми и до пяти часов вечера (лесопиление), а я оставалась одна дома с младшей сестрой – ей тогда было полтора года. Маме на работе тогда давали паёк – по пять килограммов муки, пшена, гречихи. Все это она приносила домой и, более или менее сносно, мы были сыты.

Когда подошло время учебы, пошла в школу в родном селе. Школа была деревянная, двухэтажная (там, где была школа, теперь – здание детского сада). Она пошла учиться в девять лет. Писали на любой бумаге, тетрадей не хватало, их выдавали сами учителя. Ручки были деревянные с пером, плюс чернильница – непроливашка.

Селина (Черкова) Юлия Петровна с Селиным Тимофеем Дементьевым  Отапливалась школа дровами – на этажах стояло по две печи – голландки. Зимой заготовленные дрова шли на отопление школы, а весной – летом брались за заготовку на новый учебный год. Готовили дрова родители в месте с учениками. На каждого школьника надо было заготовить два кубометра дров.

Одежду для школы шили сами, сумки были сшиты из холста. На ногах у кого что: у кого ботинки (бывало даже у кого-то не по размеру), у кого валенки. У меня были валенки; так же еще шили бродни. Мне повезло с обувкой: мама вышла замуж за отчима, и он нам шил обувь. Столовой тогда в школе не было, до конца уроков приходилось и поголодать (ну, бывало, кто с собой приносил подкрепиться), в день было то три, то четыре урока – арифметика, русский язык, чистописание, физкультура, рисование. Уроки длились сорок минут.

После всех уроков шла домой, причем торопилась: предстояло еще нянчиться – водится с младшей сестрой Марией – это когда училась в начальных классах. Когда стала постарше, после школы запрягала корову и ездила по дрова. Приезжала где-то часов в восемь вечера, иногда успевала еще помочь маме, а после садилась за уроки.

Вечером, по наступлении темноты, трудовой «день» продолжался – отчим шил шубы, а мама помогала. Шубы были из овчины ( овец тогда держали в каждой семье). Из шкур овец шили еще полушубки, тулупы, из козлиных шкур шили дохи.

Еда домашняя была в основном с огорода, летом заготавливали, солили помидоры, огурцы (в деревянных кадках), капусту солили в деревянных бочках. Из солений было и многое другое. Вместо сахара (он был редко) была вареная свекла. Брали свеклу, натирали на мелкой терке, потом толкли клюкву, еще смешивали с мякотью тыквы – получалось вкусно. Также еще выращивали кукурузу, зерна ее мололи на мельнице и пекли оладьи.

Окончила семь классов в шестнадцать лет, вскоре после окончания вышла замуж за Бородина Николая Борисовича. Познакомились с ним вечером в клубе, когда я с подругами пришла на танцы. Клуб – это была бывшая церковь; вечером смотрели кино, танцевали, веселились. Однажды после танцев, когда подошло время идти домой, ко мне подошел парень и спросил разрешения проводить меня до дома. Я не смогла отказать, ему было двадцать четыре года, и он только что пришел из армии. С этого вечера мы продружили три месяца, а тринадцатого февраля 1953 года поженились. На свадьбе у нас гуляли шесть дней. Прогуляли три дня, а после приехала его сестра Анна с мужем из Танзыбея, (соседнее село, через реку километрах в 30-40), и гулянка продолжилась еще три дня. Ну, а после свадьбы началась работа. Муж устроился в геологическую экспедицию разнорабочим (били шурфы, добывали породу для промывки). Потом муж вступил в колхоз, пошел учиться на комбайнёра – механика: учился полтора года. Работал еще на дойке механиком – отвечал за механическую часть.

И началась у нас с мужем самостоятельная семейная жизнь. Поначалу жили три года у родителей Николая, а после переехали в отдельный дом и начали жизнь с нуля. Прожили с Николаем пятьдесят три года, делили горести и радости вместе переживали. В 1953 году родилась дочь Галина; прошло немного времени и в 1957 году родился сын Владимир.

Николай был механизатором, проработал тринадцать лет, после работал токарем в колхозе же в гараже, а потом перешел в ДОК и также токарил. Я тоже двадцать лет отработала в колхозе, а после перешла в ДОК и ему, ДОКу, тоже отдала двадцать лет, трудовой стаж – сорок лет.

К своим трудовым обязанностям всегда относилась добросовестно, не однажды выходила в победители социалистического соревнования, была депутатом районного совета.

Помню, как на собрании коллектива выбирали в депутаты райсовета. Вначале даже не поняла хорошо это, или плохо. Не радовалась, так как была определенная ответственность, ведь депутат отвечал в те годы за многое, был спрос.

Колхозный бригадный труд был далеко не сахар. Разные дни – разные работы. Бывало и ямы под телеграфные столбы глубиной полтора метра копали, корчевали пни, косили вручную, метали сено, короче, все работы от темна до темна.

Когда работали в поле или вблизи бригадного стана, обедали на бригаде. Здесь работали повара, варили, из чего можно сварить. Продукты собирали по дворам – кто что даст. Если ездили на работу далеко, например, на корчёвку, еду брали с собой ( кто что возьмет). А много ли из дома было взять (еда в основном состояла из домашних, выращенных на грядках овощей, иногда брали прошлогоднее сало).

Когда уходила на работу, дочь Галю оставляла у бабушки Наташи – это неродная мать Николая, Владимира уводила в ясли. В основном работали в поле. Один сезон проработала штурвальной на комбайне вместе с мужем. По окончании рабочего дня муж угонял технику с поля на стан, а я до дома добиралась пешком уже в сумерках, забирала детей и приходила домой. А дома – «вторая смена»: то полы помыть нужно, накормить мужа с детьми и.т.д.

Сельский труд специфичен, В страду выходных не было – работали каждый день. Удавалось отдохнуть только тогда, когда шел дождь. Да и то, если не весь день, когда прекращался – косу в руки и в поле траву косить. Обычно в разные дни и работа была разная. Зимой было проще, хоть какие-то выходные. Сельский труд тяжелый, все руками – под силу мужику, но у мужчин своей работы хватало. Так что доставалось нам, женщинам, по полной. Чего только не делали: чистили у телят на ферме, развозили силос и сенаж; бывало, на пихтозаводе и пихтовую лапку рубили.

И в строительстве тоже помогали. Армяне - шабашники работали – коровник строили. Мы им песок подвозили, кирпичи, цемент, и все это вручную. В колхозе работали за трудодни: сколько заработаешь, в конце месяца подсчитывали и потом, по итогам года, на них (трудодни) давали хлеб.

Тяжела была покосная страда. Сено метали вилами вручную. В начале оно сгребалось в валки, из валков накладывали на волокушу, потом на конях ребятишки увозили волокуши к зароду, а мужики складывали сено в зарод. Весь день на жаре, по началу легкое сено, а потом начинало казаться каменным. Вечером домой приходили смертельно уставшие.

Жили в деревне, поэтому всегда, как все сельские семьи тогда, имели свое подворье: корова, теленок, пара свиней, овцы, куры (гусей пробовали держать, но только один год – крысы съели гусят еще маленькими). Летом вставали в пять часов утра, убирались со скотом, к восьми часам шли на работу. Николай уходил в гараж, а я шла на бригаду, там подъезжала машина и увозила на бригадный стан, где распределяли на работы. Домой, бывало, приезжали к восьми вечера, а здесь - вечерняя уборка. Нужно было и в доме что-то сделать, сготовить поесть. Сейчас вот думаю – и когда все успевала?

Сейчас даже невозможно представить тот объем работ, который мной был выполнен. И не просто выполнен. Была еще и победителем социалистического соревнования, в 1974 году получила значок, а так же почетную грамоту и свидетельство. А в 1991 году пошла на пенсию.

Вот такова она – Валентина Тимофеевна, старшая праматерь нашего рода по маминой линии. Таков ее трудный жизненный и трудовой путь. Мы, ее правнучки, честно сказать, узнав и думая об этом, с трудом себе представляем, как можно вообще было нормально жить тогда. Но это было, живое подтверждение тому – вышеизложенная биография. Здесь есть чему поучиться, о чем подумать и чем гордиться.

Естественно, были у нас в роду и другие родственники. Но о них мы знаем или мало, или совсем чуть-чуть.

Был у бабушки родной близкий человек в её семье, который жил рядов в этом же селе- брат Михаил. Вместе с сестрой прошел трудную молодость, труд крестьянский от зари до зари. Стал правой рукой в семье у отца довольно рано. Наряду со взрослыми пошел в деревообрабатывающую артель им К.Е. Ворошилова. Труд был не из легких: мало того, что древесину нужно было заготовить в тайге, но и доставить до места. Лесосека – за десятки километров от села, из техники – топор и ручная пила, плюс лошадь с санями. Вот и весь «технический» набор, с помощью которого зимой, в глубоких снегах, на сильном морозе заготавливался лес. Очень трудно было – и холодно, и голодно. С едой было негусто, а работали сутками требовало это всё значительных физических усилий.

Мало заготовить лес в лесосеке, его нужно было ещё вывезти на берег реки, на специальное плотбище. Весной, когда река вскрывалась и проходил лед, из этих бревен плотили плоты и вниз по реке сплавляли их до места назначения. Либо лес справляли «мулем»: стволы деревьев сталкивались и плыли вниз по реке, а «мулёвщики» (мужики с баграми) шли вдоль берега и провожали их до места. Если стволы прибивало течением к берегу, их отталкивали баграми.

Мало того, что труд был тяжелым, доводилась до каждого довольно высокая норма – задание, план. За невыполнение плана был очень жесткий спрос.

 

Была у Валентины еще младшая сестренка Мария. Родилась она в 1939 году, но к сожалению прожила всего три годика и умерла в 1941 году. Это всё, что о своей сестренке помнит наша прабабушка.

Отец Валентины, Михаила, Леонида (и умершей в трехмесячном возрасте Марии) и муж Юлии – Селин Тимофей Дементьев. Год гибели не известен, т.к. пропал безвести в годы войны. Родным пришла похоронка на Тимофея, и больше о нем ничего не известно.

Черкова Юлия Петровна.

Родилась в 1902 году. В семье Юлия была седьмым ребенком. Кроме нее были Иван (младший), Прасковья, Макар, Фекла, Иван (старший) и Настасья. Прасковья и Фекла похоронены в городе Абакане; Иван и Настасья – в Нижнем Кужебаре. Юлия работала в артели Ворошилова на кирпичном заводе. В 1941 году забрали в действующую армию мужа и сына и осталась она с двумя младшими детьми - Валентиной и Марией. Похоронку на мужа получила в 1942 году. До 1945 года бедовала – вдовствовала.

В этом же году вышла замуж за вернувшегося со службы по ранению Макарчук Василия Устиновича. Спустя пару лет родился сын Леонид. Вместе прожили двадцать пять лет.

В своей работе - исследовании мы постарались погрузиться в историю нашего рода. Но сама история по-разному воспринимается разными поколениями, не смотря на то, что живут они вместе на определенном временном этапе.

Мы с сестрой родились в конце того же века, хх-го. Но, как уже говорилось ранее, очень сложно, а подчас и невозможно представить себе тот мир, те условия, в которых жили, и жили полнокровно члены нашей большой семьи. Нам есть, чем гордится, что помнить и у кого учиться. Конкретный пример – наши близкие перед нами.

Генеалогическое древо семьи Степановых: Лист 1 Лист 2


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»