Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Свои - чужие: истоки взаимоотношений, степень взаимопонимания представителей различных национальностей в республике Хакасия


Выполнил: Сангаджиев Николай Николаевич, ученик 8 «Б» класса, МОУ «СОШ № 5».

Проверил: Нечаева Людмила Ивановна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 5 г.Абакана

Всероссийский исторический конкурс «Человек в истории Россия XX век»

Оглавление

Введение.
I. Анализ отношения к представителям других национальностей в школе № 5 г.Абакана (практическая часть).
II. Истоки взаимоотношений представителей различных национальностей в республике Хакасия:
1. Отношение к цыганам, армянам, азербайджанцам, киргизам.
2. Отношение к хакасам.
3. Отношение к русским.
4. Сущность нейтрального отношения к другим народам.
5. Отношение к русским немцам.
III. Заключение.
IV. Примечания.
V. Список используемой литературы.

Введение

Россия с момента образования формировалась как многонациональная держава, поэтому тема взаимоотношений людей разных национальностей для нашей страны очень актуальна. Национальный вопрос всегда остро стоял в России, особенно в эпоху социальных и политических потрясений, когда те, кто по своим убеждениям, взглядам, религии чем-то отличался от других, попадал в ранг «изгоев», «чужих».

Учитывая, что республика Хакасия, в которой я живу, является также многонациональной, я решил исследовать тему «Свои — чужие: истоки взаимоотношений представителей различных национальностей».

Цель моей работы — исследовать степень взаимоотношений и толерантности между народами, проживающими у нас, а именно выявить в какие периоды времени и какие народы становились «чужими» и «своими» и по каким причинам происходило такое деление.

I. Анализ отношения к представителям других национальностей  в школе № 5 г.Абакана (практическая часть)

Для того, чтобы выполнить поставленную перед собой цель я провел анкетирование учащихся школы № 5 г.Абакана республики Хакасия, в которой обучаюсь, по вопросу взаимоотношений между различными национальностями, т.к. наша школа — одна из немногих в г.Абакане является многонациональной.

Мной было опрошено 131 человек (учащиеся 7-11 классов), из них:

- русских - 73%;
- цыган - 2%;
- киргизов - 2%;
- украинцев - 2%;
- молдаван - 1%;
- армян - 7%;
- немцев - 1%;
- хакасов - 14%.

Опрашивались дети от 12 лет до 17 лет, из них 40% - мужского пола и 60% - лиц женского пола.

На основании анализа анкет я сделал следующие выводы:

Лучше всего учащиеся относятся к русским, хакасам, армянам.

Очень плохо относятся к цыганам, затем азербайджанцам и киргизам. Наименьший процент неприязненного отношения к немцам - 9%; к ним же у учащихся самое нейтральное отношение - 52%. Очень равнодушное отношение к киргизам, азербайджанцам и лицам других национальностей за исключением русских, к которым относятся нейтрально только 3% учащихся.

Анализ выяснения причин плохого, либо хорошего отношения показал:

Хорошо относятся к лицам другой национальности 31% учащихся, потому что они сами принадлежат к этой национальности.

26% опрошенных считают, что лица других национальностей умеют дружить и общаться.

14% учащихся считают, что у них покладистый характер.

5% учеников хорошо относятся к лицам других национальностей, потому что те сами с уважением относятся к ним.

Для 4% опрошенных национальность вообще не имеет никакого значения, а 4 считают, что они не представляют никакой опасности для нашей страны. Оставшиеся 16% не могут вообще ответить на этот вопрос.

Анализ плохого отношения показал, что 28% опрошенных не любят представителей других национальностей за некорректное поведение, а 8% - за неуважение к другим национальностям. Не нравится их образ жизни также 8% учащихся. 5% считают, что они занимают чужие территории, 45% плохо относятся к ним, т.к. они занимаются наркобизнесом и торговлей «бадяжным спиртом». 47% опрошенных вообще не могут объяснить причины плохого отношения к лицам другой национальности.

Результаты анкетирования побудили меня поставить и рассмотреть следующие вопросы:

1) Выяснить истоки плохого отношения 1/3 учащихся к азербайджанцам, киргизам, армянам, цыганам;
2) Почему к хакасам, которые являются коренными жителями республики 15% учащихся по-прежнему относятся как к «чужим»;
3) В чем кроются истоки хорошего отношения к русским;
4) Что стоит за «нейтральным отношением» к представителям других национальностей;
5) Почему немцы, которые были нашими врагами в I и II мировых войнах, не вызывают чувства неприязни у большинства ребят.

Для выполнения поставленных задач я использовал учебную, научную литературу, а также архивные документы из личного фонда Героя Социалистического труда К.Г.Шмидта, находящиеся в ЦГАРХ г.Абакана.

II. Истоки взаимоотношений представителей различных национальностей в республике Хакасия

1. Отношение к цыганам, армянам, азербайджанцам, киргизам

На основании проведенного мной исследования я сделал следующие выводы. По-моему мнению, истоки плохого отношения 1/3 учащихся к азербайджанцам, киргизам, армянам кроются в том, что территории, где они проживали, были присоединены к Российской империи в XIX в. насильственным путем, поэтому наше правительство, пытаясь удержать эти народы под своей властью, проводило в отношении их двойственную политику, одной из сторон которой являлась «коренизация» местного населения. Она была направлена на заинтересованность местных народов к участию в государственном управлении. На должности глав различных организаций в приказном порядке назначались представители коренных народов. Это способствовало быстрому складыванию «местной элиты», которая в дальнейшем заняла все основные управленческие должности и ведущее положение в обществе. Кроме того, представителям коренных народов предоставлялись льготы при поступлении в ВУЗы и множество других благ.

Нередко политика «коренизации» являлась основной причиной ущемления прав других народов. Например, в Киргизии во второй половине 20-х годов, началось выселение русских с земель, принадлежавших им1.

Активное вытеснение русских с территорий союзных республик вновь начало осуществляться после распада СССР и продолжается и по сей день. По моему мнению, такая политика как раз и способствует росту неприязненного отношения к представителям других национальностей со стороны русских.

На мой взгляд, еще одной из причин неприязненного отношения к армянам, азербайджанцам, киргизам является наличие клановости. Многие не приемлют и не понимают их образ жизни, т.к. они живут обособленно, по семействам, у них ограничены контакты с окружающими, они всегда заступаются за своих в любых ситуациях, практически никогда не «продают» и не предают своих. В связи с развалом Советского Союза многие из них мигрировали в Россию и это вызывает чувство тревоги у местного населения. Что касается цыган, то им тоже присуща клановость. Кроме того, из-за отсутствия своего государства, они вынуждены кочевать.

Такой образ жизни не способствует выработке стремления жить по законам той страны, где они находятся, уважать местное население, его традиции и обычаи. Главная цель большинства цыганского населения – обогатиться на чужом горе через обман, нарко- и спиртоторговлю.

Таким образом, истоки плохого отношения 1/3 учащихся к азербайджанцам, киргизам, армянам, цыганам кроются в коренизации, клановости и вынужденной миграции этих народов и нежелании принять правила и образ жизни тех людей, с которыми они проживают. Поэтому часть местного населения и учащихся школы № 5 принимает их за «чужих».

2. Отношение к хакасам

Если проследить историю заселения Хакаско-Минусинской котловины, то можно сделать следующие выводы:

Государственная политика России была направлена на расширение собственных территорий, в связи с чем началась колонизация Хакасии.

По прибытии на хакасские земли русские стали вытеснять хакасов с нажитых мест. Это способствовало долговременной вражде между хакасами и русскими2.

В тех местах, где хакасы проживали компактно, вражда была сильнее, т.к. они защищали свои промысловые угодья и земли, прибегая к жалобам и даже к силе. А там, где складывалось чересполосное размещение русского и хакасского населения, ускорялись процессы ассимиляции хакасов, углубление хозяйственно-культурных влияний. Здесь вражда была менее заметной3.
На сегодняшний день в Хакасии проживает всего лишь около 15% коренного населения4, тем не менее из-за ошибок прошлых поколений неприязненное отношение русских к хакасам, хакасов к русским частично наблюдается и сегодня, особенно остро это прослеживается в глубинке древней хакасской земли.

3. Отношение к русским

Результаты анкетирования учащихся школы № 5 г. Абакана показали, что наибольший процент опрошенных хорошо относятся к русским. Я думаю, что это связано с характером русских, а именно с такими чертами как честность, доброта, правдивость, верность, а также умением терпеть. Они готовы на жертвы и являются храбрыми бойцами. Россиянин обладает чувством справедливости, ценит человеческое отношение.

Русские по природе не шовинисты, ненависть на национальной почве среди русских не популярна. Они также не знакомы с антисемитизмом и расизмом5.

Еще как положительное качество русских можно отметить их трудолюбие и упорство по достижению поставленной цели. Кроме того, именно русскими была создана в основном вся инфраструктура в национальных республиках бывшего Советского Союза.

Таким образом, все эти положительные черты характера русских способствуют хорошему отношению к ним представителей других национальностей.

4. Сущность нейтрального отношения к другим народам

Большой процент учащихся нейтрально относятся к представителям других национальностей. С моей точки зрения, нейтральное отношение можно рассматривать с нескольких сторон. Одной из них является то, что люди, общаясь с другими народами, просто не замечают их национальной принадлежности.

В большинстве случаев они не смотрят на внешние признаки, а смотрят на внутренний мир человека, за что и ценят. С другой стороны, за нейтральным отношением кроется безразличие к лицам другой национальности, т.к. они им не близки и в большей степени для них являются «чужими», нежели «своими».

Для меня слово «безразличие» ассоциируется с тем, что я к ним равнодушен, т.е. что они для меня что есть, что их нет. Я просто не обращаю на них внимания.

5. Отношение к русским немцам

Отношение к русским немцам, с моей точки зрения, всегда было неоднозначным, так как оно у населения выстраивалась в зависимости от той политики, которую проводило наше государство в тот или иной период времени.

Эволюцию изменения отношения к русским немцам я попытался проследить по судьбе К.Г.Шмидта, используя архивные документы из его личного фонда. Я хотел выяснить в какие периоды немцы становились «своими», а когда «чужими», и почему, несмотря на то, что немцы были нашими врагами в I, II мировых войнах, все же нет к ним негативного отношения со стороны представителей других национальностей.

В результате насильственной депортации, согласно Указа от 28 августа 1941 г. Президиума ВС СССР № 21-160 за подписью М.И.Калинина «О переселении немцев, проживающих в районе Поволжья», на территории Хакасии, появилась немецкая диаспора, которая в 1959 г. в 35 раз превосходила первоначальное количество немцев, согласно переписи от 1939 г. (2,6% против 0,1%)6.

Немцев обвиняли в том, что среди них якобы имеются «тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов», готовых по сигналу из Германии произвести взрывы и теракты7.

В Хакасию прибыло 10,5 тыс. чел. немцев из Поволжья. Затраты на перевозку переселенцев до места вселения составляли 15 руб. 27 коп., а на питание всего лишь 5 руб. 35 коп. Из 2550 домов, которые должны были выделить немцам, на 20 сентября было подготовлено только 204 дома, т.е. 8% от требуемого количества8.

В сентябре-октябре 1941 г. в Хакасию стали прибывать первые эшелоны со спецпереселенцами.

Расселяли их, как правило, в пустующих заброшенных дощатых домиках, бараках, мало пригодных для жилья. Многие семьи спецпереселенцев оставались без крова, продовольствия. Не хватало одежды, обуви, других предметов первой необходимости. Особенно тяжело переносили страдания дети, моральная депрессия сказывалась на состоянии здоровья немецких переселенцев и смертность их в период адаптации к новым условиям жизни была высока.

Среди таких спецпереселенцев был и Карл Генрихович Шмидт, через судьбу которого можно проследить всю историю нашей страны со всеми ее плюсами и минусами.

Его предки проживали в России с 18 века. Сам Карл Генрихович родился 24 августа 1910 г. В статус «чужого» Шмидт сразу же попал после выхода Указа о переселении немцев в Сибирь. Для него этот Указ был неожиданным и за эти дни, как он пишет, ему многое пришлось передумать9.

Я думаю, что он сильно переживал из-за того, что после стольких лет, прожитых его семьей в России, его причислили к статусу «врага», тем более, что предки верно служили России и трудились на благо этой страны, а еще его родственники во время I мировой войны воевали в русской армии, поддерживали красных в годы гражданской воины10.

Сам К.Г.Шмидт был коммунистом, патриотом России, т.к. упорно добивался отправки на фронт во время финской войны и ВОВ11. Следует отметить, что по архивным документам прослеживается недоверчивое отношение со стороны властей к Карлу Генриховичу. Это выражается в не разрешении выезда за пределы Совхоза, в котором он работал12.

Так как Карл Генрихович был немцем, к нему постоянно чувствовалось предвзятое отношение. Это проявлялось в анонимных сообщениях о том, что он занимается вредительством и саботажем на уборке. Такое неприязненное отношение в итоге вылилось в то, что его лишили партийного билета и посадили в тюрьму на два месяца13.

Показательным является и еще один случай. После приезда мордовских переселенцев на работу к нему в совхоз, они отказались подчиняться руководству совхоза, в том числе и председателю совхоза Шмидту, потому что он был немцем, и другому руководителю, потому что он был хакас14.

Его реакция на все эти обвинения и унижения была неоднозначной. С одной стороны, он пытался воспринимать это как должное, а с другой стороны не мог сдержать своих эмоций и обид. Пытаясь успокоиться, он вспоминал такие строки: «Плохое все забудется, хорошее останется...» Но сам так и не смог ничего забыть, потому что все его существо восставало против комчванства, всякого рода чиновников, бюрократов, которые неизвестно каким путем затерлись в наше общество15.

Однако постепенно отношение к Карлу Генриховичу стало меняться. Это стало возможным благодаря его стойкому отношению к неприятностям. Кроме того, его отличительными чертами характера было трудолюбие, честность и скромность. Он никогда не откладывал дела на завтра, а все старался сделать сегодня. Его жизненным принципом являлась немецкая поговорка: «Если мое слово недействительно, на чем могут построиться мои действия?»

Примером воспитания трудолюбия являлся случай, когда дедушка заставил Карла перенести дрова из одного угла сарая в другой, а спустя неделю перенести их обратно16.

Я думаю, что Карла Генриховича еще уважали за то, что он заботился о своем здоровье. В качестве девиза он взял немецкую поговорку: «Держи голову и шею в холоде, а ноги в тепле, ты будешь здоровым, а врач - бедняком»17. Кроме того, он всю жизнь учился, не стесняясь этого, часто занимался самообразованием, причем очень успешно.

Все эти положительные черты характера способствовали росту уважения к Карлу Генриховичу среди населения и переходу его уже в статус «своих».

За заслуги перед Отечеством, а может, потому что в то время проводилась «политика заигрывания» советским руководством с представителями других национальностей, Карлу Генриховичу, как председателю целинного совхоза «Борец» в 1957 году было присвоено звание Героя социалистического труда, он награжден орденом Ленина, двумя орденами трудового Красного знамени, 5 медалями СССР, 11 медалями ВДНХ, из них 4 золотых, 3 серебряных, 4 бронзовых, и множеством Почетных Грамот.

Совхоз «Борец», который он возглавлял, за высокие показатели в сельскохозяйственном производстве награжден Орденом трудового Красного знамени.

Если первоначально немцы являлись для жителей Хакасии «чужими», в дальнейшем местное население, пожив с ними бок о бок, в целом стало сочувственно относится к ним, их нуждам и потребностям. Помогали друг другу, чем могли и русские, и хакасы, и немцы, в чем собственно и проявилась истинный, а не ложный интернационализм.

Таким образом, несмотря на то, что немцы являлись нашими «заклятыми врагами» в годы I и II мировых войн, они не вызывают неприязни у большинства ребят благодаря своим внутренним качествам, чертам характера, умению быть полезным обществу, умению ненавязчиво приспосабливаться к окружающим.

Заключение

На основании проведенного мной исследования я сделал следующие выводы: Истоки взаимоотношений представителей различных национальностей кроются в политике, проводимой нашим руководством. Чем больше она была непродуманной и противоречивой, тем острее стоял национальный вопрос в нашей стране.

Такая непродуманная политика нашего руководства в XX веке привела к тому, что различным народам рано или поздно приходилось мигрировать в силу сложившихся обстоятельств. В тех местах, где они стали проживать в периоды социальной и политической нестабильности, коренное население видело в них «чужих», так как они считали их виновниками своих несчастий. Но постепенно, живя рядом друг с другом, контактируя, народы стремились к взаимопониманию, следовательно, и становились терпимей друг к другу и превращались в «своих». Примером тому может служить республика Хакасия, в которой я сам проживаю. Ее нередко называют моделью Российской Федерации в миниатюре, потому что здесь проживают более ста наций и народностей. В нашей республике действует Координационный совет по межнациональным отношениям, Министерство по региональной политике республики Хакасия, а также создано Хакасское региональное отделение Общероссийской общественной организации (Ассамблея народов России), в состав которой входят национально-культурные общественные организации, их в Хакасии 33 организации.

Благодаря деятельности этих организаций, на территории Хакасии в большей степени формируются корректные и уважительные межнациональные отношения на основе толерантности равенства и многообразия этнических культур разных народов. Все это способствует сохранению межнационального мира и согласия в нашей республике.

______________________
1 Данилов А.А., Косулина А.Г. История государства и народов России, с.171
2 Кызласов Л.Р. История Хакасии с древнейших времен до 1917 г., с.200.
3 Там же, с.201.
4 Чебодаев П.И. История Хакасии, с.85.
5 Соколов Б.В. Оккупация: правда и мифы, с.256
6 Сунчугашев Я.И. Хакасия в годы Великой Отечественной: боевой и трудовой подвиг, с.55.
7 Там же, с.56.8Сунчугашев Я.И. Хакасия в годы Великой Отечественной: боевой и трудовой подвиг, с.57.
9 ЦГАРХ, Ф-650, оп.1, д.164, л.23.
10 ЦГАРХ, Ф-650, оп.1, д.134, л.1-2.
11 ЦГАРХ, Ф-650, оп.1, д.164, л.22.
12 ЦГАРХ, Ф-650. оп.1, д.1, л.55.
13 ЦГАРХ, Ф-650. оп.1, д.164, л.41, 43.
14 Там же, л.52-53.
15 Там же, л.42-43.
16ЦГАРХ, Ф-650, оп.1, д.134, л.3.
17Там же, л.4

Список использованной литературы Учебная литература

1. Данилов А.А., Ксулина А.Г. История государства и народов России. М.: Дрофа, 2004, 448 с.
2. Кызласов Л.Р. История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. М.Н., 1993, 525 с.
3. Чебодаев П.И. История Хакасии. Хакасское книжное издательство. Абакан, 1992, 156 с.

Научная литература

1. Ключевский В.О. О русской истории. М.П., 1993, 576 с.
2. Кышпынаков В.А. Изгнанные народы (о депортации советских немцев и калмыков в Хакасскую автономную область в 1941-1945 гг.) / Хакасия в годы Великой Отечественной: боевой и трудовой подвиг. Абакан, 1995 г., 226 с.
3. Герман А.А. История республики немцев Поволжья: в событиях, фронтах, документах: М.: Готика, 2000, 320 с.
4. Бугай Н.Ф. К вопросу о депортации народов СССР в 30-40 гг. / Истории СССР. 1989, № 6.
5. Соколов Б.В. Оккупация: правда и мифы М.: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2002, 352 с.

Исторические источники

ЦГАРХ, Фонд Р-650, оп.1 - личный фонд Героя Социалистического труда К.Г.Шмидта - директора целинного совхоза «Борец».
д.134 - летопись жизни с 1910 по 1928 гг.
д.164 - летопись жизни с 1941 по 1960 гг.
д.1 - личное дело К.Г.Шмидта


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»