Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

«И всё на свете…» (жизненный путь Ильенко Оксаны Григорьевны)


Красноярский край, Ирбейский район, п. Степановка
Степановская средняя общеобразовательная школа

Научный руководитель: Оберман Виктор Яковлевич

2006.

В один из октябрьских вечеров мы посетили на улице Центральной Ильенко Оксану Григорьевну. Это бабушка одной из нас, а именно Козловой Оксаны. Поводом для встречи послужила информация о том, что Ксения Григорьевна в детстве пережила оккупацию во время Великой Отечественной войны. По настоянию учителя мы записали рассказ этой женщины – свидетеля одной из трагических страниц в истории государства. И поняли, что судьба бабушки Оксаны неразрывно связана с судьбой страны. Мы попытаемся это доказать.

Корни

Родилась Ильенко Оксана Григорьевна на Украине 6 февраля 1932г. в Черниговской области в городе Короп. (Название города Короп происходит от названия реки Короп, что означает название одноименной рыбы). Родители маленькой Оксаны когда-то переехали из Белоруссии, семью называли «беженцы». Убегали от революции к родственникам на Украину. «Туда приехали, не успели доехать, а там уже та же лавочка».

До этого списались с родственниками на Украине, здесь было пока спокойнее, и переехали. Мама устроилась прислугой. Но когда и на Украине началась революция («зачатие революции»), хозяин вышел на крыльцо и сказал своим работникам: «Теперь я вам не пан, а вы мне уже не прислуга. Ищите себе место, где хотите!».

Отец по профессии был сапожником, очень интересовался политикой. К этому времени уже овдовел. Жена отца Марина умерла в 1924 г. У нее болели зубы, врач прописал зубные капли. Их надо было пить строго по норме. Но она выпила больше, чем рекомендовали, и умерла. Другой врач после смерти спросил, что давали, и забрал оставшиеся капли. Затем отец женился вторично, а в 1932 году родилась бабушка Оксана. «Я уже родилась, и не вскорости, да, конечно, уже от моей матери».

Братья

У отца осталось после первого брака три сына: Михаил, Петр, Иван. Самый старший Михаил был «добродушным», и маленькая Оксана его побаивалась. Он служил на Дальнем Востоке в городе Сучан. Служил сверхурочную службу. Михаил любил делать сестренке подарочки, как заработает денег, так присылает то шапочку, то платье, то ботиночки…. Но все равно страх перед старшим братом оставался, не проходил. «А Петро был самый средний, с его, как с латыша, ничего нет. А я не дам ему проснуться, как проснусь сама, так и его разбужу, и лазию на нем, балуюсь, и все на свете…»

Младший брат Иван подался в колхоз, поработал немного в колхозе, а потом завербовался на Камчатку. Здесь работал на рыбных промыслах. Работал на плавучей базе, «на таком большом суду, что и ловят, и консервируют, и все на свете, ага». Когда началась Великая Отечественная война, вышел лозунг: «Все для фронта, все для победы!» Вот Иван и старался сделать свой вклад в оборону страны. К сожалению, младший из братьев попал под бомбежку. Еще живого его доставили во Владивосток, где он скончался от ран. Семья получила похоронку: «Пришло нам известие». Это произошло «ну, примерно – война не кончилась - в 1944г ».

В рассказе бабы Оксаны присутствует упоминание о революции 1917 года. И если ребенок с 4-5 лет помнит яркие события своей жизни, то, как же бабушка Оксана зафиксировала в сознании такое событие как революция, очевидцем которой она не была. А все – просто. Семья хранила в памяти это «крутое» событие и семья передала девочке память о том переломном моменте. Обратим внимание на восприятие ребенка, она говорит «зачатие революции» вместо «начало революции». Возможно, это связано с чисто женской психологией: «зачатие революции» как зачатие ребенка, как начало новой жизни. А почему семейная память хранит это событие? Да потому что оно непосредственно связано с судьбой семьи. Ей пришлось переезжать на новое место, получается, что семья убегала от революции. А почему? Видимо, семья не приняла этой революции. Революция нарушила привычную жизнь, сорвала людей с места, оторвала от родных корней. Может быть, здесь кроется причина дальнейших переселений уже семьи бабушки Оксаны. И наверняка это повлияло на судьбу старших братьев, их тоже судьба раскидала по всей стране. Что же они все искали? Наверно, искали лучшую долю. Значит, революция не совсем благо для простого человека, если имеет такие последствия.

В сегодняшней речи бабушки Оксаны мы часто в конце предложения слышали интересное выражение: «и все на свете». Что оно означает? Возможно, здесь недостает слова «такое». Тогда будет звучать так: «и все на свете такое». А это по современному можно интерпретировать как концовку предложения: «и так далее» или «и тому подобное». То есть, таким образом наша собеседница дает понять, что далее следуют еще какие-то действия, события, но перечислять их она не считает нужным. Предполагает, что мы должны сами домыслить, дофантазировать последующие факты.

Сделав такой комментарий, хотим подчеркнуть, что одно яркое событие из истории страны уже непосредственно наложило отпечаток на судьбу нашей героини. Волны революции, так или иначе, накатывались на Оксану Григорьевну и ее семью. И может быть, запрограммировали ее дальнейшую судьбу.

Сразу же выскажем некоторые предположения по судьбе брата Ивана. Почему он быстро ушел из колхоза, почему уехал на край земли, от родного дома? Ответов может быть несколько.

1. Колхозный (коллективный) труд не устраивал молодого человека вообще, либо ничего нельзя было заработать, в частности.

2. Государство разрешало вербоваться на работу для освоения Дальнего Востока, чем Иван быстро воспользовался. Практически из колхозов уйти было невозможно, колхозникам не давали даже паспортов.

3. Возможно, Иван захотел быть поближе к старшему брату – сверхсрочнику, т. е. расставаясь с отцом, он шёл на сближение с братом, который служил в городе Сучане. Этим сохранялись некоторые семейные узы.

4. Быть может, это последствия всё той же революции, круги от которой, как от эпицентра взрыва, расходились по стране и забрасывали людей в самые далёкие уголки.

Судьба Ивана закончилась трагически – погиб при бомбёжке. Вызывает сомнение дата нападения авиации на судно – 1944 год. По сути войны с Японией ещё не было, она начнётся в августе 1945 года. Но инциденты были и в течение всей войны. Вероятно, в одном из них брат и получил смертельное ранение.

Мы не смогли объяснить выражение «с его, как с латыша ничего нет». Можно предположить, что это означает бедного человека, который ничего не может дать.

Игры

Самой распространенной детской игрой у Оксаны и её сверстников были «жмурки». Сначала дети «считались», чтобы найти ведущего. Была специальная «считалка» для определения момента начала поиска спрятавшихся игроков. «Раз, два, три, кто не заховался, я не виноват, я иду шукать». Следующей любимой игрой Оксана называет игру в мячик. «Если у кого мячик был, так столько радости, ого - го!» Других детских игр она не помнит. Зато с восхищением поведала о том, как в тёплое время детишки дружно выходили на горку из крупнозернистого белого песка. «Выходили, когда уже потеплело, не совсем утром. Ложишься сверху, глаза закрыл – и вниз кувырком! Полная голова песка! Пока домой придёшь, кругом сыпется. И так каждыми днями». Правда, при этом, конечно же, сильно изнашивалась детская одежда, о чём бабушка высказалась с большим сожалением. В последствии этот песок «всё, до грамма» вывезли на какое – то строительство и «очистили ровненько».

В наше время также сохранились игры в «жмурки», в мячик. Как только сойдёт снег и просохнет дорога, мы тоже дружно выходили на сухое место и играли в мячик. Кроме этого мы играли и играем в лапту, в «выжигало», в «третий лишний».

Ну, а в течение 4-х последних лет, как появились в школе компьютеры, мы уже играем в информационные игры.

Жмых

Кушать в то время вдоволь не приходилось. Большого голода б. Оксана не вспомнила, но привела пример, который раскрывает полуголодное существование. Недалеко от их дома располагался крахмальный завод, что перерабатывал картошку из соседних районов. Крахмал вывозился в Киев для использования в нужных целях «на эти фабрики. Что там из него делали, кто знает, крахмал куда годился». В процессе приготовления крахмала использовалась центрифуга. Продукт оттуда выходил «почти сухой уже». При этом получалось большое количество отходов. Местные жители, в том числе и семья Карминских (девичья фамилия), использовали отходы. И для подкормки свиней, и для поддержки семьи. Но отходы эти людям свободно не давали. Их накапливали в деревянной ёмкости и отвозили в совхоз. «А когда уже ночью там мужики соберутся, да прорвут защиту эту, что держала, оттуда, как польёт». Тут уже жители не терялись, выносили, кто сколько смог. Дочиста подобрать было нельзя, так как внизу болото. Из этого жмыха (остатков) лепили коржики, прожаривали на сковородке. Приходилось девочке наблюдать, как из этих коржиков «уже черви вылазиют». Что очистят, что поджарится. И это приходилось кушать. «Вот такое ели!» А добавить туда нечего было. На наш вопрос про растительное масло б. Оксана воскликнула: «Да что ты туда добавишь! Соль только». Да и то её было мало, а то и вовсе не было. За солью надо было ходить пешком в соседний район и на себе приносить. То есть питание в то время было довольно скудным. А позже во время войны «по щавель ходили, по кислоту. Щавель рвали и парили». На вопрос об использовании крапивы, как это делали в Сибири, бабушка сказала: «Крапива была, как – то она не пользовалась популярностью. Крапива шла свиньям». Голодно жилось людям и после войны.

Можно только удивляться, как при таком питании люди дожили до 70 – 80 лет (некоторые до 90 и более). Бабушке Оксане сегодня 73 года, прадедушке Розы 1 декабря исполнилось 97 лет, а дедушка Розы прожил всего 56 лет. Полуголодную жизнь испытали все старшие поколения. Возможно, это послужило своего рода закалкой организма. Отсутствие большого количества сладостей, жиров, наличие простой, грубой пищи – всё это способствовало сохранению внутренних органов. Недаром, врачи советуют иногда поголодать, чтобы очистить организм от шлаков. А у них это происходило без рецептов медиков. И вообще, трудности, стремление выжить, преодоление всех невзгод в жизни – всё это мобилизовало внутренние силы человека. Вот и живут наши старики и старушки долго. А многие молодые сегодня умирают в 30 – 40 лет, особенно - мужчины. Это мы видим в нашем посёлке. В последние 15 лет смертность превышает рождаемость. Вот и возникает вопрос: Почему в прежние годы, несмотря на голод, войны население постоянно росло? А в последние годы, когда нет голода, войн народ вымирает?

Чернильница

Когда девочке исполнилось 7 лет, пошла она в школу. Это было ещё до войны. Школа была хорошая, каменная. В городе были и другие каменные здания. Например, еврейская синагога. Это большое кирпичное здание с рисунками, в основном белого цвета, но некоторые места голубые. Здесь проживало много евреев. После войны здесь находилась редакция газеты: «Радянска Коропщина». Радовали душу школьнице и 7 сохранившихся церквей: Михайловская, Спасская, Троицкая, Пречиста, Воздвиженская, Вознесенская, Ильинская. Все построены на деньги богачей.

Родители справили первокласснице портфель, сшили из полотна, «полотно – это такая крестьянская ткань. О, какая была красота». Из школьных принадлежностей бабушка запомнила чернильницу, которую каждый день надо было носить с собой. Она помещалась в небольшую сумочку, а сверху затягивалась как рюкзак. Бывало, что руки у школьницы пачкались чернила-ми, потому что как ни старайся, чернила могли пролиться. Однажды на Оксану по пути из школы напала собака. Девочка сильно испугалась, но не растерялась и кинула чернильницу в собаку. Этим отвлекла ее внимание и благополучно добежала до дому. А что же чернильница – главный предмет школьника? От страха Оксана забыла о том, куда подевалась чернильница, думала, что потеряла. «Это я потом вспомнила, что собаку отгоняла. Одно добро было».

Уважительно вспоминает бабушка о букваре, о других учебниках, которые появятся уже после войны. С любовью называет первого учителя. В 1 классе ее учил мужчина, его звали Юрий Алексеевич. «Такой хороший, терпеливый, да, хороший мужчина. На газетах писали. Чернила-то было, напишешь поверх газеты, так видать все равно. Там и никто не требовал красоты. И все на свете. Лишь бы правильно учился писать». Так начинала учебу Карминская Оксана.

В этой части рассказа нам любопытно было сравнить возраст поступающих в школу в 30-е годы и в наше время. Оказывается, возраст был одинаков, мы тоже поступили в школу в семилетнем возрасте. Мы также с нежностью вспоминаем первые буквари, первые учебники, первые школьные песни. На наш взгляд, очень удачная песня «Учат в школе»:

Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе!
Вычитать и умножать
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе!

И хотя мы сейчас не пишем тонким перышком, у всех шариковые ручки, но то, чему учат в школе, отражено убедительно. А хорошая музыка делает эту песню запоминающейся для многих поколений. Наши мамы тоже ее знают. В отличие от условий 30 – 40 г.г. мы пишем на бумаге, у нас прекрасные тетради. А насчёт «красоты» можем сказать одно: вплоть до старших классов нас заставляют вырабатывать правильный почерк, т. е., добиваются «красоты». И здесь биография бабушки Оксаны неотрывно связана с историей страны. Вся страна училась.

Оккупация

Iхав козак на вiйноньку
Прощай, сказав дiвчинонько
Прощай, дiвчина чёрнобривая,
Iду в чужу сторононьку
Дай же, дiвчина, хустыну
Може в бою я загину
Тёмноi ночi покриють очi
Легче в могилi спочину.

Ещё до войны в городке Коропе начались подготовительные работы. «Ещё войны не было, а наслышка была, что что–то должно состояться». Возле крахмального завода на том самом месте, где была песчаная куча, построили бомбоубежище. В нём были устроены вход и выход. Сверху положили накат из брёвен, «песку, и всё на свете, так, чтоб, если упадёт большое что, так не разобьёт».

Старших братьев Михаила и Петра с началом войны призвали в Армию, их возраст подлежал призыву. Михаил «был уже коммунистом в ту пору». Отец был уже в годах, «уже не подлежал никуда».

Немецкие войска продвигались очень быстро. «В 41 году они самый бросок сделали, потому не подготовленные были наши, они хорошенько продвинулись». По началу с местным населением «не очень грозно поступали». На квартиру Ильенко встали человек пять немцев во главе с офицером. Это было видно, потому что он «командовал хорошо». А ещё накануне войны населению объяснили, что немцы как звери, что они с рогами. Но когда они пришли, и дети увидели их, то оказалось, что на вид они не страшные, а форма на них очень красивая.

Восьмилетней Оксане с приходом немцев пришлось наблюдать всякое. У одного мужчины «такая мода была»: потянуть носом и сплюнуть. И как раз под рукой не оказалось «никакого черепка», куда сплюнуть. «Как увидели они этот плювок: - Как это так, шмыргнул и плюнул! – Так они мордой вытирали. – Нам тут надо спать, а ты такое делаешь!» Спали немцы прямо на полу на соломе, «не очень – то им выстилали». Иногда девочка слышала, как немцы называли русских «швайн», т.е. свиньями. Но долго они не задержались, уходили с фронтом дальше. А на местах оставались староста из наших, да комендант, да наши же полицейские. Последних набирали из тех, кто сбежал с войны или в плен попал. Так началась оккупация.

Как далекий сон вспоминает бабушка Оксана начало войны. И хоть давно это было, но картины прихода немцев в город она помнит до сих пор. В памяти и бомбоубежище, и быстрое продвижение противника, и организация «новой» власти…. И всё это реальные факты. Раз построили бомбоубежище, значит, готовились на случай прихода врага. Скорей всего бомбоубежище построили уже тогда, когда стала доставать вражеская авиация. Обратим внимание, что детвора в основном жила в убежище, ведь квартира была занята. А родители иногда посещали квартиру по делам.

При своей высокой культурности новые хозяева позволяли себе пренебрежительное отношение к русскому и украинскому народу. Да, они были господа и вели себя по-господски, проявляя заносчивость и высокомерие, считая наш народ второсортным. За что и будут наказаны в конце войны.

Еще ребёнком б. Оксана увидела и предательство со стороны некоторых своих земляков. Что их толкало на это? Возможно, ненависть к советской власти, возможно, необходимость просто выжить, а может просто страх и трусость. Все, кто смалодушничал, позже получат свой приговор. А для нас это повод задуматься и укреплять свою волю.

Поросёнок

Однажды в городе началась бомбежка. Осколки от снарядов разлетались по улицам, домам. Дети спрятались в убежище. «Отец пошёл домой. А там поросята у нас были. Поросяте одному попало, значит, в ухо, а другому – в живот. В сарай ж попала бомба или снаряд, кто его знает. Так отец кишки вытащил на месте, там, в мешок порося сунул и униз. А там, если снаряды падали, и всё на свете, а там болотистая местность: ямки с водою от взрывов. Факт то, что ямки были водой наполнены. Отец уже туда и разжёг там, что он насобирал. Ага, чтобы осмолить его. Только зажёг, и задымилось. Эх, как попрут снаряды! Так он за этого порося (какое было) и оттуда. Ага!»

Если дети были в укрытии, то девочка не могла видеть этого приключения. Но, видимо, со слов взрослых она хорошо запомнила его содержание. Отец побежал на защиту животных, а когда увидел раненного поросёнка, решил поступить по- хозяйски: обработать его. Для чего? Да, для питания семьи. И хотя была смертельная опасность, чувства хозяина оказались выше страха. Отец и под бомбёжкой выполняет свою крестьянскую миссию. И здесь действует хозяйский расчёт. Разведённый на болоте костёр демаскировал отца, дым от костра послужил хорошим ориентиром для вражеских лётчиков. Рискованный, мужественный поступок завершился благополучно, поросёнок не пропал даром, его съели. Речь бабушки Оксаны совсем не литературная, предложения строятся больше по эмоциональному признаку. Часто используются ж, там, эх, ага, уже…. «Там» означает, вероятно, окраину города, болото, песок. «Уж» заменяет слово «побежал» или «двинулся». Они не произнесены, но означают действие, предпринятое отцом. «Ага» служит подтверждением того или иного действия. А может, служит для заполнения паузы между мыслями. «Разжег там» что? Костёр. Но автор рассказа не называет «костёр», а то, «что он насобирал», вероятно, хворост. Больше здесь подходят глаголы «поджёг» или «зажёг». И какого рода «порося»? «Какое было». Выходит средний род. В общем, разговорному жанру бабушка не обучена, как может, так и говорит, но всегда можно понять и основную мысль, и мелкие детали. И чувствуется эмоциональное напряжение.

Die Schule

Во время фашистской оккупации в городе Короп было налажено обучение детей. Но теперь уже нашей Оксане пришлось изучать немецкий язык. Так что в 3 и 4 классах она, поставленная в новые обстоятельства, наверно, против своей воли и желания вынуждена была изучать иностранный язык, причём, язык вражеской страны. Ребёнок продолжал ходить в школу, старательно учился. До сих пор Оксана Григорьевна помнит немецкую азбуку и даже немного этим гордится. Она тут же продемонстрировала свои знания: А, В, С, D… «Я так русскую не расскажу, как эту. А как же». Были и уроки музыки, «всё песенки пели». А учительницу звали Варвара Фёдоровна. Иногда в школу наведывался комендант города и проверял знания и умения учащихся.

Из этого факта следует, что «новая» немецкая власть рассчитывала на долговременное пребывание на нашей территории. Она подготавливала детей для службы «Великой Германии» в будущем. И чувствуется, что знания давались настолько прочные, что б. Оксана до сих пор помнит чужую азбуку и многие слова.

Казнь

В памяти рассказчицы всплыл ещё один факт, связанный с периодом оккупации. Только не помнит точно, когда это было, в каком году. Фашисты устроили в городе показательную расправу над партизаном. На площади была устроена виселица: «вот так столб (показывает руками) и вот так и перекладина (снова показывает)». Полицейские останавливали всех: и детей, и взрослых. «И вот поостановили всех прохожих» и не разрешали никому уйти с места казни. Да ещё следили, чтобы никто не закрывал глаза. Чтобы унизить партизана и нагнать на жителей побольше страха, его заставили самого нести табуретку и «верёвочку». Приговоренный к смертной казни человек, «чтобы это всё быстрее кончилось, на табуретку встал, петлю сделал, на го-лову одел». Тут же подбежал наш полицейский, ударил носком сапога по табуретке. Она отлетела. Повешенный зевнул, не издал «ни звука, ничего. Только пена пошла со рта и замёрзла». Дело было зимой.

Удручённая увиденным, Оксана возвратилась домой. Мать попросила дочку залезть на печку и открыть трубу. Но она боится, ей «мерещится всё этот вешанный». Она так перепугалась, «что, ой, ой, ой!» Казнь прошла на глазах у детей, немцы своего добились, дети были сильно испуганы. «Лучше бы, чтобы не видеть всё это». Немцы исполняли «чистую работу», а казни и расправы заставляли совершать местных, т.е. полицейских. «Это всё свои голубчики». На рукавах у них был какой- то особый знак, форма была синяя, вооружены были «винтовками». Немецкие пособники за свою преданность и службу получали вознаграждение, имели льготное обслуживание в магазинах. «Помню, пришла я за хлебом или за чем- то в магазин. Мать послала. И девочка вошла в магазин, моя ровесница, дочь полицейского по фамилии Прядун Фёдор Иванович – это по-украински. Вот уже там посмотрели, а у них список, отметили и, что положено, выставили».

Расправа над участниками сопротивления фашистскому режиму отражена в произведениях искусства: литературе, кино, живописи. Например, на картине художника Герасимова «Мать партизана» мы видим босую мать, смело и гневно смотрящую на немецкого офицера. Фигура матери и фигура врага изображены крупно, броско. Фигура сына – на заднем плане, он схвачен и вот – вот будет казнён. Можно себе представить, что это партизан из рассказа Оксаны Григорьевны. И тогда та трагедия в городе Короп предстанет перед нами, как бы ожившая. На казнь всегда сгоняли народ с целью запугивания. В данном случае согнали и детей. Но может быть, эта жестокость вызовет противоположный эффект. Кто – то испугается, а кто – то ещё сильней будет бороться с новыми господами, чтобы изгнать врага с родной земли.

Отметим и хрестоматийный факт: немцы пытались уничтожить украинских, русских партизан чужими руками. И такие «голубчики» всегда находились. Почему б. Оксана называет их «голубчиками»? Ведь «голубчики» это что – то ласковое, доброе, нежное? Но, видимо, вкладывает в это слово свой особый смысл: с одной стороны, это наши люди, с другой, они стали предателями. Называя их «голубчиками», она выказывает неуважение к ним, это чувствуется по интонации и оттенку голоса. Даже ребёнок заметил, что оккупанты специально «подкармливали» тех, кто им преданно служил. Они имели привилегии. Но думается, простые люди их презирали и ненавидели. И если бы Оксана была мальчишкой, она бы тоже, возможно, стала помогать партизанам. Дети тоже участвовали в войне.

Яма

Мы уже отмечали, что в городе Короп проживало много еврейских семей. Среди них было очень талантливые, они работали портными, переплётчиками книг, врачами – всё это были мирные профессии. С началом войны некоторые семьи начали разъезжаться. А когда пришли в город фашисты, они собрали молодых и сильных евреев и заставили копать большие ямы, делать песчаные насыпи. Евреи не знали, для чего это производится. Но многие в душе понимали, для чего копаются эти ямы.

В один день евреев собрали на полицейский участок, объяснили, что их повезут на свою родину, к соотечественникам. Посадили на телеги и повезли. Безоружных, доверчивых, надеявшихся на обещание немцев. Но их повезли в лес, к ямам. Один больной на голову еврей, почувствовав неладное, спрыгнул с воза, чтобы убежать. Его тут же застрелили наши (украинские), не полицейские, а, видимо, ОУНовцы (Организация украинских националистов). А тело снова бросили на телегу к ещё живым, но теперь понявшим, куда и зачем их везут: на какую родину? На смерть их везут!

Повезли дальше. Привезли к ямам. И заставили всех проходить по бровке – краю ямы. И повели методичный расстрел уже не партизан, а мирных евреев. Выходишь на бровку, выстрел, падаешь в яму…. И так – десятки человек было расстреляно.

А один был наш, украинец, не скрывшийся. Он был только ранен, но всё равно упал в яму. Потом как – то выбрался и вылечился. Позже решил сдаться немцам, рассчитывая, что эта власть будет навсегда. Но его всё равно «застрелили».

По смыслу рассказа об этом эпизоде и описанию его деталей видно, что б. Оксана не была прямым свидетелем этой расправы. Да и кто бы туда подпустил детей и взрослых – лишних свидетелей. Это делалось тайно, без лишних посторонних глаз. Почему в одном случае при повешении партизана сгоняли людей на площадь, а при массовом расстреле – нет? Наверно потому, что это был именно массовый расстрел. Что каратели боялись широкой огласки таких расправ. Видимо, чувствовали, что в будущем наступит возмездие. Тем более, что поступали очень цинично. Обманули людей обещаниями вернуть их на родину и подло всех расстреляли. Кроме того, евреев преследовали не только в Советском Союзе (на Украине), а во всех завоёванных странах. Из истории нам известно, что было уничтожено 6 млн. евреев. Эта бесчеловечная политика фашистской Германии получила название «Холохост». Конопские евреи стали жертвами этой политики.

Школьница Оксана Ильенко, скорее всего, узнала о данном эпизоде из рассказов взрослых. Сохранила в своей памяти, донесла до нас. Такое не забывается. Здесь опять видим неразрывную связь истории одного человека с историей страны. И даже больше – с историей мира. Ведь «Холохост» проводился всюду, куда ступала нога фашистов.

Молитва

Что помогло людям выстоять в лихое военное время? Откуда черпали силы? Что их поддерживало в нелёгкие годы оккупации? Можно рассуждать о советской или коммунистической идеологии, о преданности Родине, о ненависти к врагу, о мести, наконец, а что говорит юная свидетельница оккупации Оксана? По её словам все испытания помогла выдержать вера в Бога. Молитва «Отче наш», которую с ней выучил отец. «Вот там, в огороде сидела и выучила на память. И сейчас знаю: «Отче наш, иже еси на небиси! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твоё , да будет воля Твоя, яко на небиси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас во искушение, но и избави нас от лукaвого»».

Помнит бабушка и другую молитву: «Верую во единого Бога – отца – вседержителя, творца неба и земли, видимого же всем и невидимого, во единого господа Иисуса Христа, сына Божьего, единородного иже от отца рождённого прежде всех век света от света истинного, Бога истиннорождено, не сотворено, единосущно отцу им же вся биша нас ради человек, нашего ради спасения, сшедшего с небес и воплотившегося от Духа свято, и Марии Девы и вочеловечишся и распятого же ни при Понтистии Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день по Писаниям, и вошедшего на небеса, и сидящ о десною Отца, и паки грядущего со славою судиты и живым и мёртвым. Его царствию не будет конца и у Духа святого, Господа животворящего иже от Отца исходящего, иже с Отцом и Сыном споклоняемаи, славимо глаголившего пророки во единую, святую, соборную, апостольскую церковь, исповедуя единокрещение во оставлении грехов, чаю воскресению мертвых и жизни будущего века. Аминь».

В трудную минуту тысячи людей, а может, и миллионы припадали к молитве, к Богу и получали успокоение и надежду. От чтения молитвы «как – то душевно легче становится. Да, вроде легче становится и спокойнее, и всё на свете…».

Так говорит бабушка Оксана. И сегодня Бог поддерживает её на старости лет. И сегодня глаза её излучают свет, она не держит в себе никакого зла. Даже вспоминая оккупантов, Оксана Григорьевна не проклинает их. Да, они «злобствовали», но осенённая верой, следуя церковным заветам, она прощает своих (наших) врагов. В ней чувствуется чистая душа.

Мы, подруги, в трудную минуту поддерживаем друг друга. В наши проблемы вникают родители, учителя. Но мы тоже уже пришли к своему Богу.

В Германию

Фашистский «новый порядок» на оккупированных землях повсюду насаждался по одному сценарию. Его основной частью была насильственная мобилизация трудоспособного населения, в том числе юношей и девушек, на работу в Германию. В Коропском районе также многих угнали. «У Германию везли, забирали на работы. Забирали и подростков и пацанов 16 – 17 лет. И девушек увозили. Что они там делали, какую работу исполняли? Может, какую работу исполняли в хозяев, там же были хозяива. А на хрена стоко забирать, я не знаю? А если же не работать, так зачем брать? Кормили их там плохо. Но представьте себе, так сказать, все вернулись обратно после окончания войны. Все вернулись, не то, что там кого – то убили, задержали или что. Вернулись все, которые были забраты, и всё на свете».

В Германии советские граждане трудились и на военных заводах, и в шахтах, и в сельском хозяйстве. Многих направляли в частные хозяйства, где им приходилось ухаживать за скотом и выполнять привычную нашим людям крестьянскую работу.

Оценить такую депортацию с точки зрения современной цивилизации можно как грубое нарушение прав человека. С точки зрения военной необходимости Германия не могла по иному действовать: ей нужна была рабочая сила. И она её поставляла из всех оккупированных стран.

Радует факт, что все коропские земляки Оксаны Григорьевны после войны возвратились домой, несмотря на лишения и трудности, пережитые ими на чужбине. Наша рассказчица выражает явное удовлетворение таким исходом, с одной стороны. С другой, чувствуется, что угон в Германию она будто не считает трудным испытанием. Возможно, собственные переживания периода оккупации кажутся ей более суровыми и трагическими. Может быть и так: ведь она собственными глазами видела зло, творимое фашистскими палачами. И это оставило в душе кровавый след, и это помнится по сей день. Кто знает, сколько раз за свою жизнь она вспомнила того казненного коропского партизана? Сколько раз вспомнила пережитые бомбёжки? Так, что имеет право чувствовать так, как ей подсказывает сердце.

Изгнание

В оккупации семья Ильенко пробыла два года. Наступил час освобождения. Недалеко от Коропа, «там на поле сражались. Страшное было дело». Теперь, наоборот, Красная Армия наступала, а немцы отступали. Бой был сильный. Всё грохотало. В итоге в город Короп пришло освобождение. На поле боя враг оставил очень много техники. Или не успели взять с собой, «или уже бросили», т.е. «налегке же убегали».

На поле остались лежать погибшие с той и другой стороны. Настало время потрудиться похоронным командам, чтобы предать всех земле. Тут же появились и мародёры. Одна женщина стала раздевать убитого. Но он оказался раненым, пришёл в себя и попросил у неё воды. Тогда мародёрка ударила раненого бойца сапёрной лопаткой, но насмерть не убила. Впоследствии солдат попал в госпиталь. Эта женщина приносила в госпиталь фрукты. Он узнал будто бы её. Спросил, как её зовут, якобы для того, чтобы объявить благодарность за её заботу. Женщину позже всё же осудили. А мужчина уже после войны приезжал в Короп, вероятно, на места боёв, как ветеран войны.

Так, несколькими штрихами помнится бабушке Оксане освобождение родного города. Отсутствуют подробности, непонятно, где были жители во время боя, какое было у людей настроение? То, что враг побросал много техники – это вполне реальный факт, так было повсюду. Когда Красная Армия отступала, тоже бросала технику. Почему же немцы не бросали? Тоже бросали!

Вызывает некоторое сомнение второй эпизод. Но не в том смысле, что такого могло не быть, явление мародёрства присуще всяким войнам во все эпохи. Просто чувствуется, что этот факт девочкой воспринят от посторонних людей, а возможно – от родителей. А поскольку это событие, наверняка, взбудоражило людей, молва распространилась среди населения, то и малые дети запомнили его.

Как отнестись к мародёрству? Конечно, же, мы можем его осудить, и осуждаем. Но мы не знаем истинных причин, заставивших женщину снимать с убитых вещи. А если она это делала, чтобы продать их, и на вырученные деньги купить детям еды? Тут множество нюансов, но поступать подобным образом всё же безнравственно. И Оксана Григорьевна к этому так и относится – как к безнравственному поступку.

Победа

После изгнания из Коропа захватчиков жизнь оставалась очень трудной. Трудной во всех смыслах: разрушенное и надорванное хозяйство; скудная система жизнеобеспечения; душевный надлом у детей и взрослых; состояние войны, хотя она уже отодвинулась на запад. И всё же, каждый день давал надежду на то, что война всё равно закончится. Что придёт долгожданная Победа. И она пришла весной 1945 года!

Тринадцатилетняя Оксана о дне 9 мая 1945 года ничего выдающегося вспомнить не могла, кроме того, что про Победу сказали по радио. «Тихо так было, не помнится мне ничего. Потому что я не очень интересовалась – то. Кончилась и кончилась». Думается, что жители Коропа, бабушкины земляки, с радостью восприняли сообщение об окончании войны, «радости было – до плачу». Значит, наступило мирное время. Помнится Оксане Григорьевне один эпизод, Но не вспомнит, относится он к периоду изгнания врага или к моменту окончания войны. А дело было вот в чём: напротив её дома стояла «хата». «Так там столько материи. Зачем – то там красный материал был. Ага. И много, не то, что там метр или 10 метров. И там бабы потом нагрянули, разобрали, поделились, и всё на свете».

В наше время День Победы знают и взрослые, и дети. Почему же Оксана, 13-летний подросток, ничего яркого о таком важном событии не помнит? А, видимо, ничего яркого и не проводилось. Получили известие, хорошо, что по радио, но оно, наверно, не у всех было. А если из газет люди узнавали, то газеты приходили позже 9 мая. Это сегодня мы заранее готовимся к празднику Победы. Как, например, в этом году мы провели и конкурс военных плакатов, и сняли видеофильм о ветеранах, доживших до 60 лет Победы, и оформили альбом, «Степановцы в боях за Родину», и классные часы, и чаепитие с ветеранами и вдовами, и «вечернюю поверку» о 70 жителях поселка – участниках Великой Отечественной Войны, традиционный митинг… А тот день – 9 мая 45 года – мог быть обыкновенным, рядовым днем и не оставить зарубку в памяти. Ведь «было так тихо».

Почему в одной «хате» оказалось много красного материала? Возможно, это был склад или магазин? Красный цвет использовался и в немецких войсках (нарукавные повязки, на знаменах). Если материал был из немецкого склада, то логичным представляется поведение женщин, разобравших его – в хозяйстве пригодится! В то же время красный материал, да еще в большом количестве, мог принадлежать местной власти (и это более правдоподобно). Тогда почему «хату» практически разграбили? Каковы были последствия? Если материал принадлежал оккупационным властям, тогда этот эпизод мог произойти в 1943г. А если – нашей власти, то «захват» мог произойти и в 1945 году (или ранее). Приятно было бы, если бы из этого материала пошили флаги в честь Победы, но воспоминания не дают подтверждения такой идее.

А вот послевоенные праздники ассоциируются у Оксаны Григорьевны с парадами, в которых участвовали все школьники. Мальчики выходили с самодельными винтовками, а девочки – с санитарными сумками. «Идут на парад, так любо глянуть. Это уже стало весело».

Выбор

После окончания семилетней школы девочка встала перед выбором профессии. Как обычно в этом деле есть советчики, и вот по совету брата решила она стать телеграфистом. Повел брат сестру на узел связи, чтобы показать работу телеграфиста. «Говорит, поняла? Ничего не поняла, и как было, так и, правда, ничего не поняла. Как я могу? Хоть ты 10 раз, если там тире да точки, да там пишет, и всё на свете». Ничего не поняв в премудростях азбуки «Морзе», Оксана не решилась пойти учиться на связиста. Да и мать не отпускала девочку от себя. А решила просто пойти работать, и устроилась на пищекомбинат.

Замужество

В саду гуляла, цветочки рвала
Кого любила, причарювала
Причарювала сердце и душу
Теперь я тебе любиты
Любиты мужу
Кохаты буду
Скажу по правди
Що брать не буду.

40-е годы подходили к концу, начались 50-е. Страна восстановила разрушенное хозяйство, страна развивалась. Оксана Карминская трудилась, но вот еще поворот судьбы. Напротив ее дома поселился «замечательный сосед», «чернявый, красивый». Он поселился здесь вместе с родителями и нарушил покой Оксаны. Ей было уже 20 лет, «уже кобыла была». Его звали Ильенко Николай, молодые поженились.

…А на свадьбу невесте надеть-то было нечего, свадебного платья не было. Но брак был оформлен, как положено в ЗАГСе. В честь этого пошли в городской сад на танцы. Помнит Оксана Григорьевна парня Полтавченко, этот был баянист. Другой парень гармонь несет. А в саду «куча народу». И все танцевали под гармонь и под баян. Часто молодежь собиралась на квартире у подружек, их было три сестры: Галя, Шура, Маня, фамилия Данилецкие. Мать подружек, хотя и была больная, но разрешала молодежи собираться, была со всеми приветливая. Просила, чтобы на нее не обращали внимания, а сама тихонечко лежала в уголочке.

Одежда у всех была очень скромная. Например, Петр, брат Оксаны, который в войну служил на Черном море, свою черную флотскую шинель в мастерской перешил на «москвичку» (теплое полупальто с воротником).

Люди одевались, кто, как мог, «и никто не удивлялся, не завидовал никому». Если у девушки волос был густой, она делала косу. А у Оксаны волос был «жиденький», так она «делала плойку» и завивала «кудряшки».

Мы видим, что в то время замуж выходили скромно, особых нарядов не было. Не упоминаются и обручальные кольца. Все было просто, небольшие танцы под народные инструменты, прогулки по городу, небольшое застолье…

Своего жениха Оксана Григорьевна называет «замечательный сосед». Такое название, скорей всего, навеяно песней середины 60-х годов, «наш сосед». Там есть такие строчки:

Как теперь не веселиться
Не грустить от разных бед
В нашем доме поселился
Замечательный сосед.

А здесь «замечательный сосед» поселился напротив дома Оксаны, и он стал ее судьбой. В слово «замечательный» вкладывается особый смысл. Это и любовь к парню (мужу), и восхищение, и уважение, и гордость. Он был очень красивый, сильный, прекрасный работник, и, похоже, любящий отец и муж.

Традиция собираться у кого – либо на квартире по вечерам восходит к средневековой России, когда молодежь собиралась для общения на «вечерки». Здесь знакомились, пели, танцевали, целовались, затем парни провожали девушек. Клубов не было, поэтому такие вечера проходили по квартирам. В нашем поселке отголоски той традиции сохранились и поныне. Хотя у нас есть СДК, но частенько молодежь собирается у кого-нибудь на квартире.

Свекор

Семья свекра была когда-то зажиточной. «У ей были земли, у ей был скот, и потом отобрали все. Заставили вступать в колхоз. А он не пошел. Землю отобрали. До самого порога урезали, только туалет оставили. Забрали всю землю, а он не подчинился, и его на Магадан, на 10 лет. Наверное, он им там что-то сказал, высказался, и все на свете». Свекор о жизни в лагере «не очень-то рассказывал». Но иногда вспоминал, если «где какая помойка, лазили, чтоб что-нибудь найти» для пропитания. А когда пришло время освобождаться, написал свекровке, «что, Лукерья Васильевна, продавай хату и приезжай сюда». И вся семья уехала в Магадан, в том числе и младший сын Николай, будущий муж Оксаны. Так ему и кличку дали соответствующую – «Магадан», «называли не по имени, не по фамилии, ага». Долго они там жили, но потом все же вернулись назад на Украину. Свекор купил хату как раз напротив дома Оксаны, через дорогу. «Тут кавалер красивый и рослый, и тут я уже». Так свела их судьба.

Данный рассказ возвращает нас в начало тридцатых годов прошлого века, когда проводилась коллективизация. Непокорных крестьян раскулачивали и отправляли в лагеря. Если после освобождения человек не хотел возвращаться на Родину, значит, ему была нанесена такая обида, что он ещё долго оставался в суровых местах и даже вызвал туда семью. Возможно, боялся повторения репрессий. А почему о жизни в лагере мало рассказывал, да потому что их называли «врагами народа», а это обсуждать было не принято – люди были запуганы. Здесь опять видна связь судьбы одного человека с историей страны.

Целина

Вместо свадебного путешествия молодые отправились на целину в Казахстан, Целиноградская область, Казахский район. «Сами поехали, а как же! Ехало, много ехало, не только что комсомольцы-добровольцы. Там стояли два здания, такие домики двухэтажные. Квартир много, потому что там и женщины заключенные жили в тех домиках. Там зона была. Мы подавали им через проволоку кастрюльки, они нам брали всегда в столовой борщ, суп. Так они нас, считай, там поддержали. А рядом – мешалка, и туда песок возят, и все на свете. И там делали траншеи, взрывники работали. Делали фундаменты для домов, строили город. Теперь там уже город областной, ага ».

Оксана была уже беременна, поэтому ее определили на легкую работу. Она была учетчиком, записывала номер каждой машины и сколько рейсов выполнит водитель. Один рейс – одна палочка, второй – две палочки и т.д. Муж был хорошим строителем, он был на строительстве. Молодежь строила новый город. Участвовать в общественных делах было некогда, «не вникали ни во что. Стемнеет, ложились спать, ведь утром рано вставать, и опять на работу».

В соседних районах строили целинные совхозы. Но долго на целине не остались, поехали искать лучшую жизнь в другие края.

В этом эпизоде символично то, что опять упоминается «зона», значит, куда бы человек не поехал жить, везде был шанс оказаться возле лагеря. Сколько же их было на российской земле? И на нашей земле тоже с 1938 по 1957 г были лагеря, входившие в Краслаг. Очень порадовал факт, что беременным женщинам давался легкий труд. Это свидетельствует о заботе государства о семье.

Возвращение

Поездив по стране, семья Ильенко решила возвратиться домой. Решили, что хозяйка с детьми будет дома, а муж будет ездить на заработки на се-зонные работы, «мужик был молодой». За деньгами не гнались, «сегодня есть, завтра будет, бог даст».

В квартире Ильенко временно проживал милиционер. Он себе взял «знаменитую» фамилию Высоцкий, своя фамилия у него была «некрасивая». Звали его Анатолий Семёнович. Брат предупредил его, что возвращается сестра с мужем. Милиционер съехал в соседнюю хату, из которой жильцы тоже уехали на заработки.

Муж бабушки Оксаны, хотя и был крепок телосложением, начал сдавать. «Он, думал, что ему не будет износу, ведь он тяжести за пятерых поднимал, дурной был». По разным причинам случился инфаркт, в первый раз его удалось спасти. А в следующий раз «выхожу погулять вечерком. Иду по воду, тут длинная скамейка такая, и бабы собираются под вечер всегда. Если места нет, табуреточку с собой несут. Набрала воды, а так вечером прохладно, и всё на свете…. А у нас окно открыто. Думаю, что это он? Или жарко ему было? Захожу, так он еле живой…. И тут ему, значит, плохо. Когда довезли на утро до больницы, он и скончался».

Ой не свиты мисяченьку
Не свиты никому
Тильки свиты миленькому
Як иде до дому
Свитыв мисяц, свитыв ясный
Тай зайшов за сыни
А я бидна гирько плачу
Зрадыв мене милый.

Трагически погибла в автокатастрофе и старшая дочь Галя, это случилось в Белоруссии. «Я сама поехала туда и там была она обезглавленная, и плеча не было». Матери помогли увезти тело дочери в Короп. Там её и похоронили. Глянет в окно Оксана Григорьевна, а рядом кладбище, и плачет, плачет, плачет…

Хрущёв

За событиями, происходящими в стране Оксана Григорьевна, можно сказать, не следила. Занята была семейными заботами, «за копеечку каждый работал и выживал». За сменой лидеров государства не следила. «Если б я записывала, а так день прошёл, слава Богу, другой начинается. А кто там уже есть (у власти), смотришь, другой заступил». Помнит Хрущёва Никиту Сергеевича, называет его «хороший хозяин».

Помнит полёт Юрия Алексеевича Гагарина. «Он там немного летал, один оборот». Помнит, что летала в космос женщина. «Даже частушка была:

Валентине Терешковой
За полёт космический
Подарил Хрущёв Никита
… автоматический»

Как отмечает наша бабушка: «ну, дурное так помнится».

Мы видим, что память Оксаны Григорьевны не обременена запоминаем исторических фактов, фамилиями вождей. И может быть, Хрущёва запомнила только потому, что помнит частушку. Память больше хранит детские годы, годы войны. А также почти всё, что касается собственной семьи. Тем не менее, основные события хоть и не чётко, сохранились в сознании.

Хлеб

Наступили трудные времена. Начались перебои с продуктами, а самое главное – с хлебом. Людям приходилось очень рано вставать, занимать очередь, «хлеба брали на троечку (видимо, на три рубля)». А в очереди было не-спокойно, шум, спор. А то, бывало, соберутся человек десять сильных, молодых мужчин, «а потом как попрут взад. И упадут человек двадцать с той очереди. А они вперед, и уже в магазине». А, если хлеба всем не доставалось, то некоторые и без куска домой уходили.

Это характерно уже для 80 – х годов. Когда страна вступала в кризис, такое происходило и в Сибири. Очереди подталкивали к безнравственным поступкам, будили низменные чувства, злость, агрессию. И, наверно, обиду на государство. Правда, воспитанная в уважении к нему, она ни разу не осудила государство. Возможно, люди приучены были лишнее не говорить, так до сих пор и соблюдают это правило. Ещё, наверно, Оксане Григорьевне вера в Бога не позволяет никого осуждать, а жить и преодолевать трудности.

Сибирь

Дочь Лена после завершения образования попала в Красноярский край, вышла замуж за сибиряка Сашу. Получили квартиру. Зять Саша «прописал – приезжайте, ведь вы уже пожилая, что здесь легче будет. А мне радость! Давай я хату продавать. А бабы пришли и говорят, если хотишь поехать, так поедь, только хату продавать не надо, и всё на свете…».

Не послушала бабушка Оксана земляков, хату продал, и уехала в Сибирь. И почти 20 лет живёт здесь у дочери. Пенсию получает минимальную, потому что работала в основном сезонно, стажа не заработала. «Там – сезон, тут – сезон. Кирпичный сезон, крахмальный сезон. И ничего такого постоянного». Довелось ещё съездить на Украину, в родной Короп. «И так мне хорошо, так съездила, что до сих пор помню, и головой ударялась, а всё равно помню».

К сибирякам Оксана Григорьевна относится очень уважительно. Она лю-бит всех жителей посёлка, всех соседей. «Для меня все хорошие, я ни с кем не ругалась». И что интересно, уважительно и ласково относится к степановским детям. О том, что она любит людей, видно по её кроткому взгляду.

Таков жизненный путь Ильенко Оксаны Григорьевны. И прошла она его вместе со всей страной. Корни такой судьбы уходят в революцию, коллективизацию, через войну, целину, перестройку, реформы вела её жизнь в ХХI век. Она не совершила подвигов, но таких простых людей миллионы. И простые они потому, что любят жизнь, любят окружающих и никого ни в чём не обвиняют.

Исторические и биографические вехи.

Даты

События в жизни страны

События в жизни Оксаны Григорьевны

1917г.

Революция

Переселение родителей.

1929 – 1933 гг.

Коллективизация

Раскулачивание свёкра, распад семьи.

1941 – 1945гг.

Великая Отечественная война

Жизнь в оккупации, гибель брата

1945- 1950 гг.

Восстановление хозяйства

Начало трудовой биографии

1953г.

Смерть Сталина

Замужество

1954г.

Освоение целины

Строительство целинного города

1961г.

Полёт Гагарина

Яркое событие в жизни

1985 – 1991гг. 

Перестройка

Переезд в Сибирь, выход на пенсию


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»