Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Человек и война


Выполнила: Трифонова Елена 1987 г.р., 10 Г класс 
Красноярский край, Бирилюсский район, с.Ново Бирилюссы,

Руководитель: Трифонова В.А.

Чем больше я читаю про историю родного района, тем больше прихожу к выводу, что замечательных людей, живших и живущих рядом с нами очень много, и мы обязаны сохранить их имена. В нашем районе два Героя Советского Союза: Андрей Васильевич Водянников и Петр Иванович Трушников. Именем Водянникова названа улица и у нас в Бирилюссах. Андрей Васильевич погиб при форсировании Днепра. Петр Иванович Трушников погиб тоже на Днепровской переправе. В архивных списках и документах райвоенкомата сохранились фамилии комсомольцев, которые со школьной скамьи шагнули в пекло войны.

Мобилизация в районе была объявлена 23 июня 1941 года. В райцентре к военкомату спешили люди. И, начиная с 24 июня, команда за командой покидали район Сибирские полки. Формировались они в городах: Ачинске, Красноярске, Канске, Ужуре, Боготоле, Черногорске и других сибирских городах. Первыми отправились к месту назначения из деревень Орловки, Петровки, Еловки. Еще следующая команда была отправлена в войсковые части 25 июня. Те, кого призовут в Красноярске, войдут в состав 3651 стрелкового полка.

С фронтов идут страшные сводки. В ежедневных неутешительных сводках горькие слова об отступлении наших войск. По несколько раз в день из Крайвоенкомата поступают сообщения с четкими приказами. Райвоенком, политрук Иванов и его заместитель техник-интендант второго ранга Ливашник сутками не покидают своих кабинетов. Для того чтобы новобранцы смогли прибыть к месту назначения в срок, зачастую сформированные команды отправлялись по ночам. В сохранившихся документах на некоторых листах указано время убытия мобилизованных. Массовые призывы проводились по таким дням-датам: 26 июля, 27 августа, 10 сентября, 22 октября, 30 ноября, 31 декабря. Это означает, что каждый месяц были массовые призывы, но были и такие случаи, когда на фронт отправляли по одному человеку. Так, 4 июня 1941 года покидают райцентр, как потом окажется навсегда, мобилизованные ребята. В начале августа уже идет прием курсантов в Киевское пехотное училище и Бердскую авиашколу. В нее потоком идут заявления от комсомольцев. В Красноярске формируется 17 гвардейская дивизия, в которую вольется 133 отдельный батальон связи, полностью состоявший из девушек. Из нашего района попадут на фронт многие девушки-учителя.

В течение сентября 1941 года школьные занятия были отменены. Все учительские коллективы и школьники были задействованы на уборке картофеля и льна. Зимние каникулы решено было отменить, чтобы наверстать упущенное. В 1941 году в школах вводят сельхоз. обучение. На декабрьской сессии (15 декабря 1941 г.) утверждаются преподаватели по агрономии и механизации из специалистов сельского хозяйства, которые закрепляются за определенными школами. К сожалению, очень мало сохранилось в районном архиве документов, касающихся работы колхозов и предприятий в военный период. Но даже по тем, которые есть в архиве можно судить с каким энтузиазмом работали люди, можно отчетливо представить как работали женщины, выполняя всю мужскую работу, особенно в сельском хозяйстве.

Очень остро стояла проблема сиротства. И жалостливые женщины, имеющие собственных детей, усыновляли и удочеряли сирот.

В 1942 году за невыполнение планов по хлебозаготовкам и по сдаче мяса, а также за падеж скоту пойдут под суд председатели школьных хозяйств. О том как работали люди от темна до темна рассказывалось много, но, изучая документы того периода, изумляешься тому, что каждый работал за двоих. Откуда же у наших женщин и девчат, измученных ожиданием писем с фронта, тяжелой работой, брались силы, воля и уверенность в Победе?

Сельские районы служили поставщиком рабочей силы для городов. Сельские женщины-учителя помогают старикам писать письма на фронт. Вяжут носки, варежки, шьют кисеты и отправляют посылки на фронт. Про одну такую учительницу мне бы хотелось написать.

В селе Михайловка, что в Ужурском районе Красноярского края жила обыкновенная семья Зайцевых. Отец, мать, три сестры и брат. Жили дружно, хотя в те годы было и холодно и голодно порой. Особенно в деревнях и селах отдаленных от райцентра. Но подростки хотя и не доедали, росли рослыми, крепкими и шустрыми. Помогали взрослым по дому, в огороде, со скотом управлялись не хуже взрослых. Родители летом брали детей на покос. Косили вручную отец с сыном, мама и девочки ворошили траву, а потом как высохнет, сгребали.

Даша была самая младшая из детей и ей доверили следить за костром, кипятить чай с шиповником, а то с листьями смородины. Устанут родители со старшими детьми, придут, поедят, чайку попьют и дальше работать. А Даша тем временем заготавливает шиповник впрок на зиму. Чай с шиповником сильно полезный.

Даша была рослой, крепкой девочкой. Очень любила читать, она рано просила маму научить ее читать и писать. Все схватывала на лету. Память была очень хорошая. Даша всем хвасталась, что когда вырастет, станет как мама учительницей. Даше очень хотелось учиться. Когда ей исполнилось шесть лет, то она сама пришла в школу к маме, да и осталась там в 1 классе. Учиться ей было легко, так как она уже самостоятельно читала и писала по слогам. Очень старалась и учеба ей была в радость. В тетрадках стояли четверки и пятерки. А потом, когда подросла и стала учиться в старших классах, то ее ставили в пример. У нее были почти все пятерки.

Дома, когда все собирались вечером кто с работы (старший брат Даши уже работал), девчонки со школы, то все отчитывались кто что делал после школы или работы. Мать с отцом любили, чтобы в доме и во дворе был порядок. Дом у них был крепкий, Рубил дом еще дед, отца отец. Изнутри дом был оштукатурен. Полы не красили, но чистота была безукоризненной. В деревенских избах, их так называли, в первой комнате-горнице располагались образа обрамленные полотенцем, перед которым висела лампада и стояли свечи. Но в доме, где жила Дашина семья икон не было. Мать была учителем и ей не пристало иметь в доме иконы, хотя в душе она верила в Бога, была крещенная и муж был крещенный и все их дети.

Стол в их доме стоял посередине комнаты, на столе скатерть льняная с кистями. Около окошек располагался сундук и скамейки. На окнах занавески Их называли задергушки. В горшочках росли цветы, стоявшие на окнах.

В другой комнате была спальня. Там стояли три железных кровати. На одной спали Стеша и Маруся, на другой Емельян, на третьей Даша. Но бывало, что Даша спала, то с одной сестрой, то с другой. У родителей была своя спальня. У каждой кровати лежали на полу самотканые половички. А около дверей клали кружки, которые вязали деревянным крючком. Сперва резали тонкие нитки, наматывали в клубки. Нитки резали с негодных, старых, ярких лоскутков. Даже и сейчас у нас в Сибири, особенно в деревнях, вяжут такие кружки и кладут у порога в доме или наоборот в коридоре или на крыльце дома. Также ткут дорожки самотканые. В основном старые бабушки. На кроватях лежат лоскутные покрывала. Теплые одеяла шили тоже сами. На дверях висели вбитые льняные шторы. Висело радио-тарелка. Кругом кружевные салфеточки на полочках с книгами, на этажерке. Они придавали уют в доме.

А еще была большая печь. Русская. Это ее так называли. На самой печи был лежак. Там могла детвора лежать зимними вечерами и рассказывать всякие небылицы и интересные истории. Когда был сильный мороз, а морозы доходили до -50о, отец тоже залезал и грелся на печи. Печка давала тепло. На ней варили, томили в горшках мясо, жарили и пекли хлеб. В наших домах и сейчас русские печи, только уже с паровым отоплением, почти в каждом доме.

На улице строили надворные постройки, у большинства хозяев они были небольшими и открытого типа, характерного в целом для всей Сибири. Земля давала хороший урожай. Садили картошку, чеснок, лук, свеклу, капусту и все, что могла родить сибирская земля. Сеяли, пахали, косили. Народ трудолюбивый. Основной тягловой силой была в хозяйстве лошадь с ее изначальными спутниками: телегой, санями, плугом, бороной, к которым позднее прибавились сеялка, веялка, молотилка и другой сельхоз. инвентарь.

Крестьянки в летнее время одевались в короткие кофты и юбки, на голове был платок, а на ногах ботинки. Их называли чирики. Будничная одежда из холщовой ткани. Костюмы не носили, только в торжественных случаях и то они не у всех были. Вот так примерно жили и одевались, что имели сибирские колхозники и рабочие, также и Дашина семья.

Вечерами, как я уже писала, они читали, пели песни, вязали, шили, ходили в гости. К ним приходили подруги матери и друзья отца. Но шли годы. Дети подрастали. Емельян уже работал. Помогал отцу.

Даша окончила 7 класс и поступила сразу в педагогическое училище, хотя документы принимать не хотели, говорили, что ей мало лет. Но желание и упорство Даши победило. Ее приняли. Началась студенческая жизнь. Энергии хоть отбавляй. Она окунается с головой в учебу. Хоть денег порой нет, но она подрабатывает где может. Родители помогают, иногда пришлют денег и продукты, но город есть город. Дашина сестра выходит замуж и живет у родителей мужа. Вторая сестра учится и работает. Даша приезжает к родителям на каникулы, помогает с огородом, ездит на покос, купается, загорает. Вечерами собираются стайками у кого-нибудь на скамеечке, лузгают семечки, играет кто-нибудь из ребят на гармошке, поют песни. Смех, шутки. Мечтают кто о чем. Но каникулы проходят и опять учеба. Даша вступает в комсомол. Она любимица курса. Ее уважают и ребята и педагоги. В 1939 году был девятый выпуск студентов их факультета: педагогов начальных классов. Тогда еще в предвоенные годы большое значение уделялось гражданской обороне. Девушки наравне с ребятами бегали в тир, где поражали мишени не хуже парней.

Даша познакомилась с парнем. Звали его Александр Паленков, а кличка у него была «Паленок». Парень ей почему-то сразу понравился, хотя она и вида не подала. Саша был веселым, красивым. Жил он в деревне Нижний Тюхтет Бирилюсского района. Закончил училище военных летчиков и был направлен в Московский военный округ. Но по какой-то причине была на время отсрочка. Саша и Даша стали встречаться, но встречи их были обоснованы: Саша помогал Даше с немецким языком. Он был нужен для учебы в педагогическом училище. «Каждый вечер мы занимались с Сашей» - вспоминает Дарья Ефимовна, - немецким языком».

Потом Саша уезжает и уже с округа пишет ей письма. Они мечтали, строили планы, но помешала война. Она уже шла по нашей земле, оставляя кровавые рубцы на истерзанной земле и в сердцах людей. Первым ушел на фронт и пал смертью храбрый летчик из Бирилюсского района Саша Паленков. Он сгорел со своим экипажем и боевым самолетом в октябре 1941 года в первые дни войны, защищая небо над Москвой. В архиве, в читальном зале есть фотография Саши, где он в летной форме, в пилотке. Улыбается с фотографии как живой. И заметка про Сашу в газете «Новый путь». Об этом написал Даше его друг Георгий Мордвинов.

И разве могут быть безучастными к происходящему двадцатилетние девушки-комсомолки? Даше хочется мстить фашистам. Она идет в военкомат и пишет заявление с просьбой направить ее на фронт в качества санинструктора или снайпера. В то время у нее уже были 2 значка: «Ворошиловский стрелок» и «Отличник-пулеметчик». Ей отказывают: «Учителей не хватает, Вы должны заменить мужчин, ушедших на фронт». В то время Даша учит детей в своей Михайловке, в начальной школе. Пятый класс. Вместе со своими девчонками и мальчишками она пишет письма на фронт, собирают посылки солдатам. Вечером с женщинами вяжут солдатам носки, варежки, шьют кисеты, сушат сухари. Но не забывает Даша и про военкомат. Частенько наведывается, но когда приходит отказ, не обижается, а терпеливо ждет.

Подходил к концу нелегкий 1941 год. Шли жестокие бои. Не хватало боеприпасов, танков, самолетов, но народ верил в победу, в Сталина. И ждали Новый год, особенно дети. Ставили елку в школе, наряжали вместе с преподавателями бумажными игрушками, хлопушками и гирляндами, фонариками. Резали, клеили. Елка была красивой. Украшали и зал школы. Все ходили довольные, шутили, хотя чувствовали: в воздухе пахло войной. Накрывали стол у кого-нибудь в доме, тащили у кого что было и отмечали. Пили за своих любимых, отцов, братьев и просто за солдат. Дети получали конфеты, в основном леденцы, всем помаленьку. Голос Левитана заставлял всех замолчать, и все слушали с замиранием сердца поздравления Советскому народу с наступившим Новым 1942 годом и с призывом бить врага и что победа будет за нами. Народ жил надеждой.

16 апреля 1942 года. Даже не верилось Даше, что четвертое заявление было рассмотрено. В ту пору она была уже кандидатом в члены КПСС. На фронт ушел ее брат Емельян. Отца не взяли из-за болезни. Когда мать узнала, что Даша уходит на фронт, долго отговаривала ее от поездки: «Куда ты? Ртом пули хватать?» - причитала мать, но потом смирилась, знала, что дочь, если что решила, то будет так. «Я должна» - говорила она матери, - пойми меня».

Со школы они ушли на фронт вдвоем: Даша и Шура Шувалова. Провожали их всей школой и всей деревней. Ученики, учителя хмурились, девчонки вытирали слезы. Подруги со школы просили: «Пиши почаще!»

Но вместе фронта их направили на Восток, в Читу. Даша была зачислена в пулеметную роту. Начались бесконечные учения стрельбы по движущимся мишеням. Роль ей отводилась серьезная – была наводчицей. Стреляли по «летящим» самолетам. В воздухе болтался небольшой самолет, взмывали вверх конусные мишени, которые расстреливали пулеметами. В напряженные дни занятий ласточками прилетали весточки от друзей, от мамы с отцом. Писал брат и сестры. Однажды пришло письмо от Ани Полухиной, подружки (после войны Анна Полухина будет работать директором школы). В письме были строки из стихотворения о ней, о Даше. И написал их Саши Поленкова друг – Николай Вдовин:

Ты пишешь, что в армию Даша уходит.
Я знал ее девичий смех.
И бархатный голос, как шум половодья,
Манивший бывало нас всех.

Ты пишешь, как капали слезы подруги
В последнюю ночь над письмом,
Как гнали вы горечь тяжелой разлуки,
Обнявшись над тихим ручьем

Даше многие писали письма, жаль, что эти письма не сохранились.

Даша уже зенитчица-пулеметчица (пулемет Максим). У каждого свой пулемет, свой цвет. Они были желтые, красные, зеленые. Это было на батарее. Станция Оловянная Читинской области. Зона ПВО.

Прошло 2-3 недели. Приказ: «Дислоцироваться на станцию Збига Читинской области, на границу». Копали землянки в лесу. Был склад с боеприпасами, охраняли его по очереди. Он стоял в лесу, закрытый брезентом. А в это время сообщили, что рядом сбежали уголовники. Усилили охрану. Было, конечно, страшно стоять девчонкам ночью в карауле, холодно, хотелось спать, но служба есть служба и приказы надо выполнять. Приходил проверять пост замполит, и Даша кричала: «Стой! Кто идет?» Замполит стал часто наведываться к девушкам в землянку, но все догадывались к кому он приходит. Даша ему нравилась. Он видел в ней надежного друга, серьезного бойца, добросовестно относящегося к своим обязанностям. Наедине он ее расспрашивал о доме, о родных. Завязалась крепкая дружба. Звали замполита Николай Ильич Гробовой.

Потом Дашу переводят на Восточный фронт. Это было 3 сентября. Она должна была определять откуда летит самолет, координаты, а остальные девушки – какой самолет. Переправляли данные на батарею.

Начались массовые репрессии. Все осложнялось.

Даша вступает в партию в 1943 году. У нее значок за стрельбу «Отличный артиллерист». Служит она в 390 отдельном зенитно-артиллерийском дивизионе. Охраняли мосты стратегического назначения (железнодорожные), по которым перевозили снаряды. Первое время стояла на карауле. Стояла и думала, что вдруг упадет и не сможет встать. Им выдавали тулупы до пят, широкие, приходилось запахиваться. Потом поставили на караул взрослых мужчин. Прибыли новички-ученики. Приходилось их учить всему. Первое время все спали в палатках.

От Дашиных учеников приходили письма. В одном из них они просили прислать ее фото: «Мы увеличим ваше фото и повесим в классе» - писали они. Приходили письма и от замполита. У них завязывались серьезные отношения. От учителей тоже присылали посылки. Конечно, она была им благодарна. Сухари, вязаные носки, варежки, одежда. «Достанешь, - вспоминает Дарья Ефимовна, - сухарик, пожуешь и вспоминаешь дом, маму, отца, сестер, брата, всех односельчан и легче становилось на душе».

Партийная конференция выбрала Дашу кандидатом в президиум. 3 км провожали до центра.

День Победы пришел ранним утром, когда все еще спали. «Победа!» - вбежала связистка со слезами на глазах. И с неописуемой радостью в голосе снова закричала: «Девчонки, вставайте, победа!» Поверили не сразу. Взахлеб объяснила связистка от кого она узнала. Радости не было предела. Кто плакал, кто кричал, в ночных рубашках плясали на нарах, пели.

26 декабря 1945 г. Даша Зайцева вернулась в свой родной дом и опять пришла в школу. Стала работать со своими подругами. Какое же было изумление, когда за ней в Михайловку приезжает замполит 390 отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона старший лейтенант Гробовой Николай. Она и не предполагала насколько глубоки были чувства этого израненного в боях офицера к ней. Приняла его предложение и в качестве законной жены отправилась с ним в Иркутскую область.

Как не крепился старший лейтенант Гробовой, но ранение в легкое давало о себе знать. У Даши и Николая к тому времени родилась дочь Тоня. Даша посидела с Тоней недельку и опять пошла работать. Сидел с девочкой соседский мальчик. Сосок в то время не было. Намочит печенье в тряпочку и дает Тоне, а она его только начмокивает. Было тяжело работать и растить дочь, да ухаживать за Николаем. Потом родилась вторая дочь Оля. К тому времени Николаю стало хуже. Врачи признали безнадежным. Николаю Ильичу было присвоено звание майора, но вскоре он умирает, и Дарья Ефимовна переезжает в наш район. Это было в 1961 году.

Девчонки выросли. Вначале работала в районо, потом была избрана секретарем райисполкома, а затем опять ушла в школу.

Дарья Ефимовна была справедливым человеком. Ее уважали, с ней считались. В ноябре на отчетно-выборной конференции она резко критикует 1 секретаря райкома комитета партии Ивана Степановича Шестакова за бездушное отношение к детям, проживающим в школе-интернате. Ей стало известно, что в начале года была создана смета на проведение центрального отопления в интернате, но вместо назначенного объекта к котельной подключено здание райкома партии. Ее критика была доказательной и обоснованной. 1 секретарь был вынужден признать это. Для Дарьи Ефимовны в те годы было много хорошего и плохого.

Она учитель в третьем поколении. Династия пошла от деда-учителя церковно-приходской школы Андрея Осиповича Отракова. Преподавателями были мать, сестры, в данное время эстафету приняли племянники и дочь Оля, которая преподает в одной из школ Красноярска.

По истечении некоторого времени Дарья Ефимовна выходит замуж за Сторожик Петра, но жизнь с ним не удалась, и вскоре они расстаются, хотя уже растет сын Саша. Все-таки Дарья Ефимовна помнила того паренька Александра, погибшего в 1941 году, и в его честь назвала своей сынишку.

Давно Дарья Ефимовна на заслуженном отдыхе, ей уже 80 лет. Но она отлично выглядит. Читает без очков, полна энергии. У нее много внуков и внучек. Когда я пришла к ней, она обрадовалась, угостила чаем и фруктами. Мы сидели с ней за столом и беседовали. В музее мне подарили фотографию Дарьи Ефимовны (фото 1). Там много я узнала об этой удивительной женщине, скромной и доброй.

Живет она одна. Но в следующем доме от нее живет старшая дочь Тоня с мужем. Они каждый день бывают у мамы, помогают ей всегда и во всем. Приезжает и Оля с дочками из Красноярска. Часто звонят внуки. Сын Саша живет в Норильске, у него уже свои дети: сын Володя и дочь Аня. Володя служит в армии, а Аня скоро станет мамой. Она в прошлом году вышла замуж. Все идет своим чередом. Дарья Ефимовна счастливая мать, хорошая учительница и добрая бабушка. Хотя и сейчас люди к ней приходят за советом. Она является участником Великой Отечественной войны, в 2000 году ей выдали удостоверение.

В Красноярске в школе № 19 создан отряд «Память», которым руководит географ школы Серафима Семеновна Аксельрод. Ребята из отряда много ездят, находят и устанавливают фамилии погибших. Проводят очень полезную работу и не только для себя. Создана Книга Памяти. Ведь то, что происходило в те черные дни, люди знают только по страницам из книг, художественных и документальных фильмов, а еще по рассказам своих родственников, которым довелось все это пережить.

Ветеранов у нас в Бирилюссах можно сосчитать на пальцах. Они собираются в день Победы на площади перед зданием дома Советов. Возлагают цветы к подножию памятника, где написаны фамилии и имена односельчан, погибших в войне. Ветеранам дарят подарки, преподносят цветы. В этот день все одеты по-праздничному, радуются, что видят своих односельчан в добром здравии. Только нет-нет да и покатится слеза от духового оркестра, когда исполняют дети музыкальной школы марши военных лет. Дарья Ефимовна тоже приходит каждый год в школу, потом на площадь, где поздравляют всех с Победой – дети и взрослые. Старшеклассники-мальчишки несут почетный караул в военной форме, в пилотках у памятника погибшим воинам. А потом начинается гулянье на берегу реки Чулым. Для ветеранов ставят концерт прямо под открытым небом. Потом приезжает полевая кухня – выделяет ее военкомат и варят гречневую кашу с тушенкой и обязательно 100 граммов для ветеранов. Домой расходятся поздно. Все вспоминают и долго не могут заснуть: и Дарья Ефимовна и другие ветераны.

Сейчас в Красноярске в здании Дома юного техника открыт музей 17 дивизии (проспект Мира, 44), где обычно собираются на свои встречи ветераны полка связи.

3 июня 1941 года на фронт ушли свыше 500 коммунистов и комсомольцев, а также 700 политработников. В Красноярске были сформированы 22, 679 авиаполки, 216 бомбардировочный полк и школа авиатехников. В октябре 1941 года в Красноярске для подготовки десантников 10 десантно-воздушного корпуса направляются добровольцы, шагнувшие в кровавое пламя войны со школьной скамьи. Все юноши были подготовлены физически, каждый сдавал нормы на значки ГТО, ВС, ПВО. Всех сплотила дружба, фронтовое братство, вера в Победу и беспредельная любовь к Родине. В тяжелых сражениях под Москвой наши войска закалялись, мужали, получая дополнительно необходимое количество технических средств. Из обороняющихся и отступающих превратились в могучую наступательную силу, без паузы перешли в контрнаступление, которое проходило в сложных зимних условиях и что самое главное без численного преимущества над противником. Красная Армия имела морально-политическое превосходство над фашистскими захватчиками. Эта и была та решающая сила, которая заставила бежать гитлеровцев от Москвы. В ходе контрнаступления Красная Армия освободила от захватчиков 11 тысяч населенных пунктов, в том числе областные города. Ликвидирована опасность окружения Тулы. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км.

В нашей деревне ветераны войны написали наказ: «Мы, участники ВОВ, прошедшие тяжелые и кровавый путь к Великой Победе, хотим, чтобы наши дети и внуки достойно оберегали и хранили честь своей Родины. Боритесь за свободную и счастливую жизнь для себя и своих детей. Стремитесь взять от нас самое лучшее, что помогло старшему поколению защитить родное Отечество и создать могучую Державу. Любите Россию, будьте патриотами». Подпись: Ветераны войны.

До сих пор обжигают болью сердца эти скорбные строки солдатских похоронок на потемневших, написанных порою наспех, химическим карандашом, на штампованных казенных бланках. Что может быть страшнее для матери, получившей известие подобное этому: «Ваш сын пал смертью храбрых». А сколько пропало солдат без вести. Почему шли на смерть ради того, чтобы другим жилось лучше? Я все думаю, как такие как Даша Зайцева, молоденькие девчонки и парнишки по зову сердца шли на войну. И хотя Дарья Ефимовна не имеет наград, ни разу не была ранена, да и в глаза, можно сказать, немца не видела, но пошла туда, куда ее поставило командование ни за какие-то заслуги, а просто как коммунист А ведь в то время к коммунистам было совсем другое отношение. Человек с гордостью говорил: «Я коммунист». И эти было все сказано.

В нашей школе недавно повесился мальчик 11 класса. Это не единый случай. А все было так. Попросил он у родителей компьютер. Пожалуйста, купили, попросил то, это. А тут скоро у него день рожденье. Денег у родителей не оказалось, а он попросил три тысячи, чтобы сходить с ребятами в кафе. И вот плачевный результат. Я к чему это пишу. Почему раньше молодежь относилась к жизни не так как сейчас. Почему эгоистично относятся к родителям дети и подчас родители к детям. Нет того понимания, что было раньше у людей. Ведь была нищета, голод, холод, разруха. Но люди верили и жили надеждой. Сейчас, я не хочу сказать обо всех, но многие молодые люди пьют, наркоманят, ведут ненормальный образ жизни. Почему так получается? Ведь с каждым годом у нас в стране вроде все улучшается: и жизнь, и прогресс. Хотя не могу сказать, что в деревнях жизнь стала лучше. Да, есть люди, которые преуспевают в жизни. Но есть, которым нечего есть. И не отдают они своих детей и работать умеют, но за свой труд получают гроши, а то и совсем не получают по несколько месяцев Что это? Как в этом разобраться. Я очень хочу, чтобы все были счастливы. Чтобы не было слез у мамы. Чтобы дети все имели что положено в жизни: заботу, любовь и доброту. Чтобы не бросали родители своих детей на произвол судьбы, а дети были опорой для взрослых. А самое главное, чтобы не было войны. Война это горе для всех народов. Так будем же жить в мире. Да будет так.


На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»/Работы, присланные на 4 конкурс (2002/2003 г.)