Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

О Котовском говорил мало


ПОД ЗНАКОМ НОРИЛЬСКА

В проекте “Простые истории”, стартовавшем к 80-летию “Норильского никеля”, о времени и о себе рассказывают норильчане, оставившие заметный след в биографии города и комбината. Для “Авторадио” и “Европы Плюс” аудиоистории озвучили заслуженные артисты России Нина Валенская, Лариса Потехина, Сергей Игольников, Сергей Ребрий и артист Андрей Ксенюк.

“ЗВ” предлагает своим читателям расширенные версии “Простых историй” как продолжение юбилейного “Хронографа”.

– Я был много лет хорошо знаком с Алексеем Николаевичем Гарри еще до его и моего освобождения. Он ходил ко мне домой после моего освобождения. Из Красноярска и Москвы писал мне письма. Рассказывал тысячи историй…

Он говорил, что учился в Царскосельской гимназии и что директор гимназии – поэт Анненский (Анна Андреевна Ахматова говорила мне, что все молодые годы это был ее любимый поэт) – за хорошее знание греческого вручил ему золотую медаль. Врал, наверное. Вообще на всех языках, которые он знал, он мог говорить только с сильным местечковым еврейским акцентом.

К удивлению, мало он говорил о Котовском. Он напечатал книгу о Котовском, но я ее не читал. Много рассказывал, как не то в 22-м, не то в 23 году он жил в Париже, организуя по заданию Коминтерна революцию во Франции, и как попутно с основным заданием женился на молодой балерине, и как через несколько месяцев она умерла от чахотки…

Боюсь, он не очень рьяно выполнял коминтерновские задания.

Чаще и больше всего он рассказывал о перелете Громова по Европе…

Вырвавшись с Севера, Гарри напечатал очерк-повесть о Норильске – много интересных наблюдений, но конец фальшив. В это время я начал свою литературу. Он принял душевное участие в ней – не организационное, а именно душевное. Он очень хотел видеть меня в книжном переплете, а не в наших северных телогрейках.

…Гарри нищенствовал в Москве: много одалживал, старался отдавать, но не всегда выходило. Иван Сергеевич Макарьев – он вскоре вскрыл себе вены из-за пустяшной нехватки казенных денег, которые хранил, – много хлопотал о переиздании рассказов Алексея Николаевича о Котовском. Как-то Гарри это поддерживало.

Текст: Сергей ШТЕЙН (СНЕГОВ), физик по образованию, писатель-фантаст:

Заполярный вестник 10 декабря 2015 года,


/Документы/Публикации/2010-е