Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Большой Ошар и другие


Весной этого года в школе №48 Ленинского района г.Красноярска открылся Литературно-краеведческий музей "Наследие". Инициатором его создания учитель русского языка и литературы Т.А. Боковикова. Вот что она рассказывает:

К теме, которая занимает особое место в нашем музее - жизнь и творчество сибирских писателей, - я шла долго и лишь в 1996 году создала авторскую программу "Литературное наследие Сибири". Ученики 10-11 классов теперь имеют возможность изучать произведения писателей, живущих и и творящих в нашем сибирском регионе. Программа составлена так, что после изучения творчества XVIII-XIX века мы переходим к изучению незаслуженно забытых В. Итина с его научно-фантастическим романом "Страна Гонгури", М.И. Ошарова с замечательным романом "Большой Аргиш" и др.

Знакомясь с биографией Михаила Ивановича Ошарова, мы обратились к роману Ж.Трошева "Большой Ошар", вели поисковую работу как в школьной библиотеке, так и в Литературном краевом музее. Многое из того, что мы узнали, повергло нас в шок. Ведь в некоторых источниках дата смерти М. Ошарова была указана неверно: 1943 год! Как всё просто: шла война, погибали миллионы. Ну кто мог много лет обратить на это внимание. А вот истинная дата смерти писателя - 1937 г., - это уже на совести "отца народов".

Да, всё, что делал Михаил Иванович, было ненужным государственному аппарату, но, наверное, очень нужным эвенкам, потому что они называли его ласково Большой Ошар. И он платил им любовью. Иначе разве можно было создать такие замечательные образы, как Иниктолог и Микланча? Ученики 10 класса, прочитав роман, изумились: "Ничего себе страсти! Это же наш сибирский Шекспир!" А молодых влюблённых сразу стали называть Ромео и Джульеттой.

Кроме того, изучая роман, ученики знакомились с судьбой Эвенкии, с её обычаями, традициями, флорой и фауной. Чуть позже ученица 11 класса выступила на районной научно-практической конференции с докладом "Национальные традиции эвенков (по роману М.И.Ошарова "Большой Аргиш")".

Мы не ограничиваемся лишь изучением истории. На уроках у нас звучат стихи и современного эвенкийского поэта Алитета Немтушкина.

С открытием такого музея возможности изучения литературного наследия расширились. Во-первых, два стенда у нас посвящены народам Эвенкии, на которых помещены книги, фотографии (есть фотоснимки 60-х годов), альбомы с репродукциями, книжки-раскладушки по данной теме, русско-эвенкийский словарь. Во-вторых, председатель совета музея Маша Копылова проводит среди учащихся 6-11 классов экскурсию на тему "История Эвенкии".

Сейчас мечтаем собрать более полный материал, связавшись с Байкитским и Туринским музеями. Недавно нам подарили шкуру оленя. Собрав ещё несколько, мечтаем поставить в музее настоящий чум, покрытый шкурами. Ведь музей наш не только литературный, но и краеведческий. И ещё - накануне референдума по объединению только в нашей школе из всего района был собран богатейший материал об Эвенкии, и все жители нашего района могли с ним ознакомиться. А бывшие выпускники, приходившие в школу голосовать (у нас был открыт избирательный участок), говорили: а помните, как на уроках литературы мы об этом говорили?"

"Да, - отвечала я, -а сейчас ещё есть музей, наша гордость!"

Записала Елена Чумак
Эвенкийская жизнь 08.12.2005


/Документы/Публикации/2000-е