Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Доедет ли паровоз до 2006 года?


Пропали раритетные локомотивы ОВ - так называемые  “Овечки”

Сталинскому “проекту века” - Северной железной дороге Салехард - Игарка - так и не суждено было пробиться сквозь вечную мерзлоту и непроходимую тайгу. Стройка силами заключенных ГУЛАГа началась в 1949 году сразу в двух направлениях - Обском (строго засекреченный объект № 501) и Игарском (объект № 503). А в 1953-м, после смерти вождя, ее быстро свернули. Часть оборудования передали различным предприятиям. Однако очень многие ценности - паровозы, лебедки, катера, колесные пары, уже возведенные мосты и железнодорожное полотно - просто бросили ржаветь в тайге.

На том месте до сих пор стоят остовы лагерных бараков. В одном из них сохранилась металлическая детская кроватка, сваренная каким-то мастеровитым зэком. Уцелели и более крепкие и удобные жилища надсмотрщиков - здесь еще держатся обои, приколоченные гвоздями. Клей в эту глухомань завезти так и не сподобились. В 1991 году в Ермакове установили и освятили крест в память о погибших на строительстве заполярной трассы.

Время от времени, если есть желающие, сюда, за 120 километров от Игарки, привозят экскурсии на теплоходе. Увы, в остальное время, несмотря на запрет, Ермаково просто грабят. Все кому не лень: дикие туристы, любители-поисковики, представители телевидения, прибывшие из-за рубежа, предприимчивые охотники за металлом. На днях работники Игарского музея узнали ошеломившую их новость - пропали два раритетных паровоза, две “овечки”. Таких машин на всю страну осталось не более 12-14 штук - это настоящая историческая реликвия.

Узнав о случившемся, вместе с представителями Игарского ОВД 4 июля мы выехали на объект № 503, - рассказывает директор музея Мария Мишечкина. - На месте мы увидели лишь два паровоза из четырех имевшихся. Причем оба - практически в разобранном виде, готовые к отправке. На реке стояла баржа, на берегу - подъемный кран, трактора. В Ермакове работала целая бригада из Светлогорска. Они сообщили, что действуют по приказу директора Курейской ГЭС, а тот, в свою очередь, получил указание от главы Туруханского района Симоны Юрченко. Рабочие сказали нам, что, мол, паровозы собираются увезти для реставрации. Только почему никто не предупредил музей? И нам так и не показали ни одного документа.

- Еще в мае ходили какие-то слухи о том, что паровозы собираются вывезти на металлолом, - говорит заведующий филиалом музея Александр Тощев. - Мы им не верили, казалось - такого не может быть. Не исключаем и другой вариант - “овечек” хотели продать. А легенда о реставрации появилась только потому, что поднялся шум. Кстати, рабочие уже и сами не рады, что ввязались в это дело: на них несчастья валятся одно за другим. Кто-то из них вдруг скоропостижно скончался, кто-то споткнулся, упал и ударился головой о рельсы - пришлось вызывать сан­авиацию… Говорят: “По сути, мы оскверняем кладбище. Наверное, мертвые нам мстят...”

Вопрос, вернутся ли уникальные паровозы на свою вечную стоянку, пока остается открытым.

Рак Любовь.
Труд №148 за 13.08.2005


/Документы/Публикации 2000-е