Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Сталинскую дорогу достроят


Полезные ископаемые с севера края повезут по маршруту Салехард - Игарка

Итак: десятки тысяч политзаключенных, сгинувших на железной дороге Салехард - Игарка, умерли все-таки не зря. Их дело будет завершено.

Вчера в Красноярск вернулись участники первой научной экспедиции на полярную железную дорогу Салехард - Игарка. Напомним, экспедиция, в состав которой вошли ученые Московского государственного университета путей сообщения, вылетела из Красноярска 3 июля. За десять дней собрана информация о состоянии сталинской стройки. В конце лета Министерство транспорта получит подробный научный отчет. На его основании

можно будет сказать уверенно, насколько выгодно завершение проекта Вождя народов. Но уже сейчас понятно, что компания «Российские железные дороги», организатор экспедиции, от строительства не откажется.

- Северу просто необходима железная дорога, - говорит куратор экспедиции профессор Валентина Тарасова. – Да и монополия авиатранспорта – это непорядок.

Идея трансполярной железной дороги начала активно разрабатываться только в прошлом году, когда Центральный архив РФ передал ученым засекреченные ранее материалы. Оказывается, от невыносимых условий на стройке гибли не только зеки, но и вертухаи кончали жизнь самоубийством.

Условия, кстати, не поменялись - нынешним строителям придется непросто. К тому же состояние дороги неважное - есть участки, где земляное полотно стабилизировалось, но есть и полностью размытые места. По всей длине полотна – около 1400 километров - растут деревья. Шпалы сгнили окончательно. В свое время они не были пропитаны антисептиком, рельсы остались – их давным-давно предусмотрительно сняли и сложили в штабеля. Полуразрушенные паровозы можно использовать только как музейные экспонаты: еще в начале стройки они были б/у. Когда проект заморозили, аборигены стали отпиливать от паровозов куски металла – на память.

Но, несмотря на все сложности, железная дорога гораздо рентабельней любых других видов сообщения. Особенно для вывоза полезных ископаемых, которых в нашем крае не сосчитать.

Круглов Макс
Комсомольская правда-Красноярск 14 июля 2005


/Документы/Публикации 2000-е