Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Мертвая дорога


История нашего края имеет много самых различных страниц. Есть среди них и трагические, связанные с массовыми политическими репрессиями. Так, на севере нашего края в 1948- 1953 годах строилась железная дорога Салехард - Игарка. Возводили ее в основном заключенные, большая часть из них - политические. Официально объект именовался так - "503- я стройка ГУЛЖДС МВД". А в народе его назвали по-другому - "Мертвая дорога".

Нет, внешне все выглядело, как на обычном строительстве железной дороги. Валился лес, выкорчевывались пни, вырезался грунт, строились мосты и эстакады, укладывались шпалы и рельсы, возводилась автодорога, устанавливались светофоры и телеграфные столбы. И даже было завезено речным транспортом несколько паровозов.

Однако нужно учесть, что строительство велось в глухой тайге, в районе вечной мерзлоты. Отсюда и тяжелые погодные условия: жестокая зимняя стужа, весенние эпидемии цинги, ежедневная летняя пытка комарами, осенняя непролазная топь. А самое главное - план стройки утверждался в Москве без всякого учета заполярной специфики. Отсюда - и нереальность дневных, недельных и месячных норм. Начальство стройки это понимало, тем не менее занималось приписками, отчитывалось о невыполненных работах.

Мемуары и публичные выступления уцелевших мучеников "мертвой дороги" свидетельствуют, что они отлично осознали всю абсурдность труда ради "галочки".

Когда во имя досрочного рапорта московскому начальству их заставляли вместо щебня укладывать песок, смешанный с глиной, или возводить мосты без ледовой защиты (это на сибирских-то реках!).

Не требовалось быть из ряда вон выдающимся специалистом, чтобы увидеть жалкую недолговечность всей унизительной суетливой показухи. С момента консервации дороги не прошло и полгода, как она буквально на глазах стала расползаться по швам: рушились мосты, зависали в пустоте над размытыми насыпями рельсы, кренились отторгнутые вечной мерзлотой светофоры и телеграфные столбы.

А мы имеем возможность увидеть на снимках, что осталось сейчас в тайге от лагерного пункта № 6. Именно там жили заключенные, возводившие стройку № 503. Фотографии сделал профессионал своего дела, житель Игарки Владимир Шонин в конце 80-х годов XX века.

Даже на этих снимках можно заметить, с какой поспешностью сворачивалось строительство "Мертвой дороги". В тайге осталось все, что с таким трудом (и с огромными затратами!) завозилось туда речным транспортом, а потом доставлялось за десятки километров в глубинку. До сих пор там лежат рельсы, ведущие в никуда, а на них кое-где стоят проржавевшие паровозы дороги, так и не ставшей действующей. Сохранились полуразрушенные стены бараков, где жили заключенные, фрагменты домов, где обитали их надзиратели, а также сторожевые вышки. А еще - колючая проволока на столбах.

И, хотя основной архив лагерного пункта был вывезен, даже в конце 80-х годов на его территории еще находились фрагменты лагерных документов. Их, а также письма заключенных, разорванные пополам (видно, рвала цензура прямо в заклеенных конвертах), во множестве видел там тогдашний редактор игарской газеты Ростислав Горчаков. А еще в тех местах остались огромные лагерные кладбища. Их последние безымянные колышки еще виднеются кое-где среди заброшенной тундры.

Вести 7 декабря 2002


/Документы/Публикации/2000-е