Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Письмо из Франции


МЕМОРИАЛ

Из краткого курса всемирной истории под редакцией Политбюро мы знаем, что французы были первыми, кто устроил у себя революцию по-пролетарски. Большевики потом долго «ходили в школу» Парижской коммуны, чтобы поучиться тому, как террор против народа поставить на службу народу...

Ныне во Францие ужа издана литература о тех французах, которые на себе испытали очищающую силу гильотины пролетарской диктатуры. Одним из самых известных иностранных заключенных Норильлага является Жак Росси. О нем много писала мировая пресса в связи с изданием его «Справочника по ГУЛАГу». Впервые он был издан на русском языке в Лондоне в 1987 году, спустя четыре года издательство «Просвета выпустило его в России.

Жак ролился во Франции, в детстве попал с семьей в Польшу, где вступил в запрещенную тогда компартию. Знание восточных и западных языков пригодилось ему для работы в Коминтерне. Он был «рукой Москвы» на подпольной работе во время гражданской войны в Испании — руководил секретной радиостанцией в тылу франкистских войск. Когда война закончилась, был вызван в Москву для ареста и попал о Бутырки (а не на Лубянку, как ошибочно указано в подписи под снимком из журнала «Фигаро»), После суда —Норильлаг. Освободился в 1959-м. до 1961 года был о ссылке, добиваясь выезда из СССР. И, наконец, «стальные объятья» советского режима ослабели, и он был репатриирован о Польшу, а затем через США вернулся на свою историческую родину — во Францию.

Двадцать четыре года, проведенные в ГУЛАГе, позволили Жаку в совершенстве овладеть ещё несколькими языками. В своем «Справочнике» он «использует жаргон уголовников, милиционеров, официальную и военную терминологию, термины управления лагерей и народный/язык.

О том. в каких условиях собирал материал для своей книги Жак Росси, писал мне несколько лет назад помощник прокурора г. Норильска в конце 40-х — начале 50-х годов  В. Павловский/ из Иркутска.

' «Жак Poccи, он же Тейхман, так фамилия личному и уголовному делу, отбыл 10 лет по статье 58 и стал работать по вольному найму фотографом в здании, где горком, исполком, прокуратура города. Я знал, что он француз, но хорошо говорил по-русски. Я фотографировался у него на удостоверение. При встречах мы с ним перебрасывались репликами. В его жаргоне были лагерные, блатные слова, выражения. Он говорил, что его хобби узнавать, собирать такие слова.

В конце 1951 года его посадили за шпионаж. При задержании у него изъяли блокнот С двумя письмами на французском языке. J3 них было записано, сколько содержится заключенных, Причем точно было указано на 01.01.1951 г. 212 тысяч человек. Продукцию, которую комбинат добывает и производит, сколько за год угля, никеля и т. д. На листе кальки координаты Норильлага, что где находится, заводы 25. 26, БОФ, POP, Горстрой й на все другое с условными обозначениями. Фотография Франсуа Петита, его резидента, з/к 5-го лаготделення Горлага, БОФ между Щмндтихой и  горой Рудной.

Расследование затянулось до шести месяцев, Прокурор случайно поручил мне расследование этого дела, чтобы продлить следс¬вие еще на три месяца. Я участвовал в его допросах. При мне Росси заявил (т. е. потребовал.— Н. Д.) переводчика с английского языка. Вызвали писателя Гарри, допросили с его участием. Другой раз требовал переводчика с французского языка, потом с хинди, в общем, тянул резину. Я как-то спросил его в шутку: «А с мадьярского переводчик не нужен?» Но слов «признаю себя виновным» так и не сказал, не хотел, не мог этого сказать.

По его делу были привлечены пять человек: Франсуа Петит, рентгенолог, шофер.— фамилии их я забыл. Когда следствие было закончено, Арсентьева, начальника отделения по борьбе с КРД отдела режима и оперработы Норильлага, вызвали в Москву на заседание Особого совещания МГБ. Там он доложил обстоятельства шпионской деятельности, и Росси был осужден по статье 58, пункт 6 УК РСФСР за шпионаж на 25 лет тюрьмы. Отбывал срок наказания в бывшем Александровском централе, в 70 км от Иркутска, где была тогда внутренняя тюрьма МГБ, в ней содержались особо опасные преступники, приговоренные к тюремному заключению.

Когда я был в отпуске в Иркутске в -1955 году, мне поручили выехать в эту . тюрьму и допросить его насчет утерянных фотопринадлежностей, о чем он систематически писал жалобы. В тюрьме договорились с ним о возмещении стоимости пропажи. Беседовали с ним и о блатном языке. На мой вопрос, на кого он работал, не ответил. Позднее стало известно, что срок ему сократили на 10 лет и его обменяли потом на нашего разведчика. Ф. Петит вскоре умер. -А «Справочник по ГУЛАГу» с его блатными словами — никому он не нужен, зря его напечатали».

Комментировать позицию бывшего работника прокуратуры нет необходимости. Понятно, что на разведчика Жака не обменивали.

Но пишет Жак Росси не только об этом.

«...Что касается эквилибристики в альбоме «Объяснение в любви»,, то поражает, насколько автор овладел советским лицемерием: ни слова о 70 годах самом античеловеческой в истории мира тирании большевистского тоталитаризма, а лишьнамеки с перемигиванием — какие-то, де, трагические события, когда за кайло и лом взялись вчерашние инженеры, ученые, полководцы, литераторы, политики». Вот так просто решили и «взялись за кайло»! Обращает на себя внимание то, что в перечне совершенно отсутствует народ — рабочие,- мужики. А их как раз и было большинство. Правда, это были прежде всего «кулаки и подкулачники» и прочий «ООЭ» — общественно опасный элемент, который ещё вчера так вдохновенно истребляли «вчерашние политики»..

Кстати, французы уже построили мемориал в Мюлузе, посвященный памяти интернированных и репрессированных, погибших в советских лагерях.

Вместе с Жаком Росси в Александровском централе был еще один коминтерновец, Иосиф Михайлович Бергер, впоследствии профессор университета в Тель-Авиве. Он в конце 60-х годов опубликовал книгу «Крушение поколения», в которой много страниц посвящено норильскому ИТЛ. Так что Норильск вошел в мировую историю не только как крупнейшее месторождение очень полезных ископаемых, но и как один из известных лагерей(

А не подарить ли Жаку Росси хотя бы в качестве сувенира акцию РАО «Норильский никель»? Ради очередного праздника с водопроводными слезами на глазах самого лучшего м самого заполярного города...

Нина ДЗЮБЕНКО, преподаватель школы № 17.

На снимках из журнала «Фигаро»: Жак Росси в Бутырках. 19Э7 г. В парке на Крымском валу около поверженной статуи «отца народов» в Москве в 1994 году.

Заполярная правда 23.05.1995


/Документы/Публикации/1990-е