Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Расстрелянная pecпублика


НАБАТ НАД ТАЙГОЙ

".Семь лет я не расставался с оружием. Из них три года дрался за Советскую власть. Смерть ходила за мной по пятам, но в боях я никогда не прятался за спины товарищей. Я презирал трусов и ненавидел подлость. И от них получил предательский удар в спину...

Оклеветанный, а первым из командиров партизанской армии Тасееаской республики погиб в роковые тридцатые...

А до этого жизнь подарила мне счастье: ■ любил и был любим, растил ребят... Когда огромное, ласковое солнце вставало над землей, над тайгой и моей деревенькой, — оно светило и для меня... Я любил весенний голос кукушки, которая отсчитывала мне долгие годы... Любил время, когда расцветала черемуха, склонившаяся над тихими водами родного Топольчика.

Этот огромный мир опрокинулся и исчез для меня навсегда пятьдесят восемь лат назад... А когда через девать лет, в сорок первом, на наша Отечество после всех его трагедий накатилась самая страшная беда, я не смог вновь ваять а руки оружие, взять и защитить вас от фашистов...

Я никогда на смогу рассказать вам о себе, о моих боевых друзья и товарищах, о нашем тревожном и жестоком времени. Только людская память и Документы поведают вам об атом...»

ОН РОДИЛСЯ в деревне Денисове Рождественской волости Канского уезда в большой и трудолюбивой крестьянской семье. От отца, Леонтия Мокеевича Шадрина, унаследовал профессию пахаря. Рано привык к крестьянскому труду. Быстро, самоучкой освоил грамоту.

С начала первой мировой войны — на фронте. Смело, до дерзости отчаянно воевал Иван Шадрин. Он — Георгиевский кавалер, награжден серебряными крестами. Старший унтер-офицер. Там же, на фронте, и встретил Иван Шадрин революцию...

Только в начале 1918 года он вернулся в Денисове, к семье, где его ждали жена, сын и две дочери, старики родители, братья. Но отдых недавнего фронтовика был коротким — грозные события прокатились по всей Сибири... В мае против Советской власти поднял мятеж чехословацкий корпус и выступили белогвардейцы. А вскоре установилась диктатура адмирала Колчака.

На севере Канского уезда большевики во главе с бывшим председателем Тасеевского вол- исполкома Василием Яковенко, уйдя в подполье, начали готовить вооруженное выступление крестьян против режима Верховного Правителя.

В деревне Денисове эту смертельной опасности работу проводили трое: Иван Шадрин,- Петр Быстрое, Иван Денисов.

Когда грянул в поселках набат, маленькая деревенька — всего пятьдесят семь дворов — дала партизанской армии отряд добрых бойцов, который позже именовался «3-й эскадрон 1-го Советского Кайтымского кавалерийского полка».

Командиром эскадрона денисовцы выбрали Ивана Шадрина.

Эскадрон Ивана Шадрина, защищая с товарищами рубежи партизанской республики, участвует во всех крупных боях.

Во время летнего наступления белогвардейцев и чехов на Тасеевскую республику Иван Шадрин отзывается в штаб. Командование эскадроном он передает своему боевому товарищу Петру Быстрову. А Ивану Шадрину поручена важная задача — эвакуация семей партизан, ценностей, оружейной и других мастерских в тайгу. Это были самые трагические дни в жизни партизанской республики. Около пятнадцати тысяч карателей наступали на нее.

24 июня 1919 года грянул страшный кайтымский бой. Бой начался в четыре часа дня и длился до позднего вечера. На самой опасной линии огня стояли руководители штаба Василий Яковенко, командующий партизанской армией, Николай Буда, командиры эскадронов и рот Иван Шадрин, Петр Быстров, Николай Малышев, Петр Дюков... Партизаны, отразив несколько атак, бросились врукопашную и обратили противника в бегство.

Когда в январе 1920 года партизаны-североканцы соединились с 30-й дивизией, наступавшей с запада, Иван Шадрин добровольно вступил в Красную Армию. Его путь с боями пролег через Тайшет, Нижнеудинск, Иркутск на Байкал. А потом — в Крым, надо было бить Врангеля. После разгрома «черного барона» 30-я дивизия, в которой воевал сибиряк, взялась за батьку Махно...

Лишь в сентябре 1921 года бывший комэск вернулся в родные края. Все! Он не знал, что ему отпущено только одиннадцать коротких лет жизни...

БЫВШИЙ партизанский и командир вновь берется за крестьянский труд, активно работает .в рождественской и денисовской комячейках. Земляки выбрали его председателем коммуны, которая родилась на месте выжженной колчаковцами дотла деревеньки... Когда Сталин и его подручные начали чудовищный разгром крестьянства путем великого хлебного грабежа, путем «раскулачивания» середняков и бедняков и насильственной коллективизации, большевик Иван Шадрин открыто выступил против таких методов «построения» социализма.

Товарища поддержал приехавший в коммуну нарком земледелия России Василий Григорьевич Яковенко. Но уже началась травля бывшего командира эскадрона, большевика. Шла она со стороны секретаря денисовской комячейки Ивана Обухова: «У Шадрина была боязнь за раскулачивание деревни, а также у Шадрина имеется неверие в выполнение пятилетнего плана, он считает, что коллективизация, проводимая в настоящее время, — безжизненная!».

Сам секретарь не боялся раскулачивания деревни; тонко чувствовал линию в год «великого сталинского перелома» — громил членов ячейки, «потерявших классовое чутье», которых «относит вправо»...

Шел 1929 год. Шла очередная чистка партии... Комиссия по проверке и чистке членов и кандидатов ВКП(б) обвинила Ивана Шадрина в «правом уклоне» и «право-ошибке», которые он не признал. 15 июня 1929 года Иван Леонтьевич Шадрин был исключен из партии большевиков.

Через три года — исключен из жизни...

Его арестовали органы ОГПУ 7 августа 1931 года на станции Канск, когда он возвращался с отдыха в родную деревню. Ему шел тридцать девятый год... Начальник Канского горотдепа ОГПУ Тарасов доносил руководителю Красноярского Оперсектора Полмочного Представительства ОГПУ по Восточно-Сибирскому краю: «Совершенно секретно... Согласно вашей записке, прямого провода, нами изъят и направляется в ваше распоряжение Шадрин Иван Леонтьевич. Приложение: личные документы Шадвина И. Л.».

...Красноярский изолятор специального назначения. Иван Шадрин — рядом с бывшими красными партизанами, выступившими с оружием в руках в июне—июле 1931 года в Дзержинском, Тасеевском, Абанском ' и Канском районах против насильственной коллективизации, раскулачивания, хлебного - грабежа — против «политики, осуществляемой сталинской диктатурой и её правителями».

Решил судьбу партизанского командира Валентин Егоров, двадцатитрехлетний преуспевающий уполномоченный СПО Красноярского Оперсектсоа ОГПУ. В предъявленном обвинении говорится: «...имеющимися в деле данными установлено, что гр. Шадрин И. Л. принадлежал к повстанческой к.-р. (контрреволюционной. — В. Б.) организации, проводил работу по подготовке вооруженного восстания против существующего строя, что работа эта в основном проводилась под руководством белогвардейской организации с центром в Харбине...».

В конце августа 1931 года к Шадрин со спецконвоем был направлен в Иркутск. В марте 1920 года он входил в него через «ледяную арку» со своим эскадроном, вместе с частями Красной Армии.

В Иркутске в 1932 году оборвалась жизнь партизанского в командира...

27 марта 1933 года комиссия по чистке красногвардейцев и красных партизан Дзержинского района под председательством Александра Обухова (в состав комиссии входит и бывший секретарь денисовской ячейки Иван Обухов) рассмотрела материал: «Шадрин Иван Леонтьевич; установлено, что тов. Шадрин вступил в ряды красных партизан с начала возникновения партизанского движения и до конца ликвидации армии Колчака. Но т. Шадрин осужден за контрреволюционное выступление на 5 лет, а потому т. Шадрину в правах на льготы отказать...»

Партизанскому командиру (мертвому!) отказывают в льготах... Члены комиссии знали уже о гибели Ивана Шадрина. Это ли не высшее проявление безнравственности и лицемерия?! Трудно, медленно восстанавливается правда трагических 30-х годов. Долго искала ее Домна Дмитриевна Шадрина, жена партизанского вожака. Она обращается в Министерство обороны и как раз к одному из организаторов массовых репрессий в Красной Армии — К. Ворошилову, бывшему наркому, Председателю Президиума Верховного Совета СССР;

«Дорогой Климент Ефремович!

Мой муж, Шадрин Иван Леонтьевич, в 1931 году был арестован и 22 августа умер в тюрьме... Я обращалась в Министерство обороны Союза с просьбой о пересмотре дела Шадрина. Мое письмо было направлено в прокуратуру Федерации, а оттуда ответили, что Шадрин Иван Леонтьевич арестован правильно...

Ответ прокуратуры федерации является по меньшей мере странным. Ведь для установления правильности привлечения может только суд, оценив все обстоятельства по делу!

Поскольку судебное установление истины по делу невозможно (дело прекращено по случаю смерти обвиняемого), то прошу Вас, дорогой Климент Ефремович, помиловать Шадрина Ивана Леонтьевича посмертно и создать нормальные условия жизни для меня, старухи, моих детей...».

Впервые профессионально на инспирированное дело по обвинению И. Л. Шадрина посмотрели старший помощник прокурора Красноярского края советник юстиции Андронов, зам. прокурора края Бочилло, прокурор края Боровков.

...«Секретно.
В Президиум Красноярского краевого суда.

ПРОТЕСТ (в порядке надзора) по делу Шадрина Ивана Леонтьевича...

...Материалами дела практическая деятельность Шадрина не подтверждена. Из материалов дела нельзя установить, кто, когда, при каких обстоятельствах завербовал Шадрина в организацию, и какие задания он выполнял, и в чем выражалась его контрреволюционная деятельность.

Наоборот, из материалов дела усматривается, что Шадрин в годы гражданской войны принимал активное участие в борьбе за установление Советской власти и, как показал свидетель Чернов, Шадрин предупреждал его от вооруженной борьбы против Советской власти.

При таком положении дела прекращение дела в отношении Шадрина за смертью обвиняемого нельзя признать правильным.

Руководствуясь ст. 25 Положения о прокурорском надзоре в СССР.

ПРОШУ:

Постановление Особого Совещания при ОГПУ СССР от 22 августа 1932 года в отношении Шадрина Ивана Леонтьевича изменить и делопроизводством прекратить за недоказанностью обвинения».

Из справки Красноярского краевого суда:

«Дело по обвинению Шадрина Ивана Леонтьевича пересмотрено на Президиуме Красноярского краевого суда 30 декабря 1960 года. Постановление Особого Совещания ОГПУ СССР от 22 августа 1932 года в отношении Шадрина И. Л. отменено и производством прекращено за отсутствием состава преступления.

' Шадрин И. Л- — реабилитирован.
Зам. председателя краевого суда М. Матвеев».

Прошло шестьдесят лет, прежде чем партии было возвращено честное имя ее рядового бойца- большевика Ивана Шадрина. Решением бюро крайкома КПСС от 23 февраля 1989 года Шадрин И. Л. реабилитирован как коммунист (посмертно). Еще раньше, в 1983 году, его именем была названа одна из центральных улиц села Денисова. На доме, где жил партизанский командир, установлена мемориальная дрека, на которой, как кровь, багровеет знамя...

2. Конвейер смерти

Антинародная политика «великого вождя» и его окружения привела к пожару стихийных вооруженных выступлений бывших красных партизан и хлебопашцев, где ранее родилась Тасеевская республика.

Партизаны выступили с лозунгами, принявшими форму:

1. «Борьба не с Соввластью, а против политики, осуществляемой Сталинской Диктатурой и ея Правителями.

2. Борьба за лучшие условия для б. партизан, завоевавших Соввласть и терпящих от «правителей» ея несправедливые гонения.

3. За облегчение жизни крестьянства, за признание кулаками только кулаков дореволюционной формации.

4. За свободный выбор форм ведения сельского хозяйства, без Принудительной коллективизации, сопровождаемой разорением хозяйства...

5. За свободную торговлю и развязывание рыночных отношений...»

Искра, вспыхнувшая 4 июня 1931 г. в Дзержинском районе, в деревне Рассол, пламенем понеслась по таежному краю...

Движение возглавил бывший командир партизанского отряда Князюк Исаак Яковлевич, белорус, человек удивительной храбрости.

Повстанцы разбились на два батальона, пять рот...

Нет, не пошли красные партизаны против Советской власти. В занимаемых селах и деревнях проводились митинги... Народ плакал... Партизаны заявили: «...Мы не хотим братоубийственной войны!..»

Они мучительно искали правду. Цель: идти пешком до Канска, а далее: «...Мы хотим крупной массой крестьян просить наше правительство и партию удовлетворить наши будущие вопросы. Мы в свои массы не принимаем врагов Советской власти...»

Повстанческий район был окольцован правительственными войсками...

Видя, как драматически развиваются события, в район восстания выехал из Красноярска Николай Мартемьянович Буда, бывший командующий партизанской армией тасеевцев. Он предвидел, какими неисчислимыми жертвами может обернуться это движение...

Бывший командарм выступал перед партизанами, Обратился к ним с воззванием.

Большая часть повстанцев сложила оружие, разошлась по домам.. И все же в таежном крае прогремели бои: под деревнями Рассол, Батов, Борки...

20 июня 1931 года восстание партизан в Дзержинском районе было ликвидировано... В июле полыхнуло в Тасеевском, Канском и Абанском районах... Все эти стихийные вооруженные выступления были подавлены... По этапу пошли сотни партизан... Всех их ждали сталинские концлагеря на Дальнем Востоке и в Нарыме. Но это не было концом драмы Тасеевской партизанской республики. Он наступил через пять лет... Волна массовых репрессий накатилась и на Красноярский край. Она первой ударила по командному составу партизан-тасеевцев. 2 ноября 1936 года в Красноярске органами НКВД был арестован Николай Иванович Малышев — бывший командир 1-й роты тасеевцев. награжденный орденом Красного Знамени за выдающиеся заслуги в борьбе за Советскую власть в годы гражданской войны. 25 января 1937 года арестован Петр Яковлевич Быстров, член ВКП(б), бывший командир 3-го эскадрона, заместитель директора Денисовской МТС Дзержинского района.

В этот же роковой день тяжелая дверь изолятора захлопнулась за спиной командира отряда конной разведки — тасеевца Петра Илларионовича Дюкова... 15 марта 1937 года в Москве арестован и доставлен в Красноярск Иван Иванович Малышев, командир роты тасеевских партизан, член партии с 1920 года. За храбрость в боях против белогвардейцев и интервентов награжден, как и его брат Николай Иванович, орденом Красного Знамени.

22 марта 1937 года подручные Ежова в Москве уже допрашивают Василия Григорьевича Яковенко, руководителя тасеевских партизан, бывшего Народного Комиссара земледелия РСФСР, члена партии большевиков с 1917 года.

29 марта арестован его родной брат Семен Григорьевич Яковенко, партизан, член партии с 1918 года, председатель колхоза в деревне Денисово Дзержинского' района. Волна арестов лавиной катилась по красноярской земле... 14 апреля 1937 года в Красноярске ночью в своей квартире сотрудниками УНКВД во главе с Валаевым был арестован член партии большевиков с 1917 года, бывший командующий партизанской армией Тасеевской республики Николай Мартемьянович Буда, награжденный ор¬еном Красного Знамени... Когда его уводили, он обернулся к перепуганным, потрясенным увиденным жене и сыну Воло-де, ободряюще кивнул, улыбнулся: «Все будет хорошо... Я, дорогие, скоро вернусь...» Нет. он уже никогда не вернется ни к своей семье, ни в этот тревожный мир.

...Мы никогда не узнаем, о чем думали партизанские вожаки в последнюю ночь перед судом, находясь в камерах красноярской тюрьмы 30 октября 1937 года. В этот день состоялось закрытое судебное заседание выездной сессии Военной Коллегии Верховного суда Союза ССР. Дела заслушивались «без участия обвинения и защиты и без вызова свидетелей». Судебное заседание открылось в 8 часов утра. Председательствующий — диввоенюрист Никитченко; члены—див- военюрист Горячев и бригвоенюрист Китин. Секретарь—военный юрист 3-го ранга Шапошников. Первым рассматривалось дело по обвинению Буды Николая Мартемьяновича... В 8 час. 45 мин. судебное заседание закрылось. Из приговора: «...Выездная сессия Военной Коллегии Верховного суда Союза ССР ПРИГОВОРИЛА:

Буда Николая Мартемьяновича к высшей мере уголовного наказания — расстрелу, с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит и на основании постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. подлежит немедленному исполнению..

Председательствующий — диввоенюрист Никитченко, члены— диввоенюрист Горячев...»

Командарма партизанской армии Тасеевской республики «судили» 45 минут... Судебное заседание возобновилось. Рассмотрено еще несколько дел. В 9 час. 30 мин. в' суд доставлен был Быстрое Петр Яковлевич... Бывший- партизанский командир на суде виновным себя не признал, в последнем слове просит оправдать его...

«В 9 час. 45 мин. судебное заседание закрыто... Выездная сессия Военной Коллегии Вер-ховного суда Союза ССР ПРИГОВОРИЛА:

Быстрова Петра Яковлевича к высшей мере уголовного наказания — расстрелу, с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит и на основании постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года подлежит немедленному исполнению...»

Фемида воистину была с завязанными глазами...

На судебное конвейере уже Малышев Николай Иванович... Приговор: высшая мера уголовного наказания (ВМН) — расстрел... Яковенко Семен Григорьевич — расстрел... В суд доставлен Емельянов Григорий Иосифович — из крестьян-бедняков, бывший председатель Бакчетского сельского штаба, партизан, член партии большевиков с 1920 года. Он в суде заявил: «В... контрреволюционной организации не состоял, вредительством не занимался...» Приговор: ВМН — расстрел... Егоров Кузьма Артамонович, 1869 года рождения, бывший член ВКП(б), красный партизан, осужден по ст. 58-1а, 58-9 и 58-11 УК РСФСР к высшей мере уголовного наказания. — расстрелу...

Тасеевские партизаны. Разные судьбы, разные характеры, разные жизненные дороги были у них. Трагическая смерть настигла в один день...

А судьи?.. Мучила ли совесть юристов Никитченко, Горячева и Никитина, отправлявших невинных, беззащитных людей на смерть? Было ли сострадание к ним?. Вряд ли. У них уже давно были другие духовные и нравственные критерии. Приговоры выездной сессии Военной Коллегии Верховного суда Союза ССР от 30 октября 1937 года о расстреле бывших красных партизан приведены в исполнение 30 октября 1937 года в Красноярске...

Так была расстреляна Тасеевская Советская партизанская республика...

ЭПИЛОГ

...Только после смерти Сталина, в середине 50-х годов, началась реабилитация. Короткая оттепель дала многое.

В органы госбезопасности, прокуратуру, суды пришли новые люди. Ими по-новому даны оценки репрессий 30-х годов... Проведены дополнительные расследования.

Новое, молодое поколение красноярских чекистов провело трудную, кропотливую работу, направленную на реабилитацию красных партизан и многих невинно загубленных наших земляков...

Сотрудниками УКГБ были проведены дополнительные расследования, поиски свидетелей, анализ новых документов по делам Н. М. Буды, А. М. Бу¬ды, П. Я. Быстрова, Н. И. Малышева. И. И. Малышева, П. И. Дюкова, К. А. Егорова и многих других.

По ним даны заключения. Эти документы помогли установить ПРАВДУ. Все командиры и бойцы партизанской армии тасеевцев реабилитированы (посмертно).

Особо отметим военных юристов. вернувших нам честные имена партизанских вожаков. Это полковники юстиции И. Максимов, П. Лихачев, В. Стучек, Логинов, подполковники юстиции В. Иванов, Олихейко, Петровский. майор юстиции Андрященко и многие другие...

Вениамин БОРОВЕЦ

* * *

Автор выражает благодарность руководству и сотрудникам УКГБ по Красноярскому краю за предоставленную возможность ознакомиться с архивным материалом.

 

НА СНИМКЕ: Иван Шадрин.

Красноярский рабочий 16,-30.11.1990


/Документы/Публикации/1990-е