Уже третью экспедиции из Литвы за весьма короткое время встретил наш городской музей истории освоения и развития Норильского промышленного района. В ее составе — молодые ребята из Вильнюса, представляющие созданное при Литовском фонде культуры общество «Воинские могилы» — студенты, будущие историки Альгимантас Галинскас, Раймондас Гальчимас, Эвальдас Яансас. журналистки Юрга Лаукайтите, Рите Граткаускайте.
Глубокое уважение вылыва- ет работа наших гостей по восстановлению памяти о жертвах сталинских репрессий в Литве.
Стало известно уже многое, в том числе подробности трагического июня 1941 года, когда несправедливо обвиненные в «ярой приверженности фашизму», были арестованы и отправлены в Норильлаг литовские военные: рядовые офицеры, высший командный состав — всего более тысячи человек. Происками врагов народа пытались объяснить растерянность и панику первых дней Великой Отечественной войны.
..Антанас Малиенис сейчас на пенсии, живет в Каунасе, встречается с участниками всех экспедиций в Норильск, Для молодежи он как бы живая книга Памяти. Недавно его воспоминания о Ламе появились в журнале и двух газетах на литовском языке, благодаря этим и прочим публикациям в Прибалтике история особого лагеря для высшего командного состава, много лет обраставшая слухами и легендами, перестала быть тайной за семью печатями. На могилах четырех похороненных на Ламе литовцев— лейтенанта-полковника Пятраса Даукшиса, майора Антанаса Дапкуса и полковников Леонаса Рупшиса и Альфонсаса Склерюса — появился нынче мемориальный знак не двух языках.
Помог в установлении этих имен ветеран Норильска, друг А. Малиениса—Иван Терентьевич Сидоров, в те же годы нахолившийся в заключении в Норильлаге и затем много лет сохранявший могилы погибших на Ламе.
Гораздо меньше известно в Литве о жизни и работе в Норильске большой группы репрессированных в 1941 году военных — рядовых и младших офицеров. Клубом «Тремтинис» норильскому «Мемориалу» только что передан список из 286 фамилий —- картотека репрессированных литовских военных. Больно видеть в ней частые записи: «умер в Норильске», «похоронен в Норильске». Здесь немало знакомых норильчанам имен, только звучание их на русском и литовском чуть разнится.
Новая экспедиция Литовского фонда культуры выехала недавно на озеро Лама.
Заполярная правда 16.08.1989