Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Конверты со штампом ГУЛАГ


Говоря об Еиисейске, мы добавляем памятник, музей, жемчужина архитектуры. Но Енисейск — это еще был и город ссыльных. Трудно поверить сейчас, но благодаря их активному участию существовал здесь уникальнейший хор в тысячу человек, шли спектакли. Сила духа оказалась выше физического насилия. Сейчас в Енисейском краеведческом музее собираются материалы о судьбах опальных и репрессированных дипломатов, писателей, музыкантов, актеров. Собраны сведения о бывшей приме Венской оперы Кларе Спиваковской, которая пела вместе со всемирно знаменитым Энрико Карузо. Она была репрессирована как жена «врага народа — советского дипломата и государственного деятеля Александра Сергеевича Александровского. Всем этим материалам сопутствуют копии справок о реабилитации, часто посмертной.

«Спецпоселенцем», как называли тогда всех репрессированных, был и писатель Роберт Александрович Штильмарк. Он оказался в Енисейске после восьми лет тюремного заключения. Как и всем, ему было запрещено удаляться, более чем на пять километров от пункта своего проживания. Но и в этом радиусе многое увидел автор «Наследника из Калькутты». (Кстати, книга эта выпущена недавно Красноярским издательством). И встает со страниц его писем образ «стольного града Енисейска».

«Будучи тогда студентом третьего курса охотоведческого отделения пушно-мехового института в подмосковном городе Балашиха, я представлял себе эти края а основном по кинофильму «Сказание о земле сибирской» (до сих пор думаю, что плыли герои там по Енисею, хотя вряд ли где-нибудь на тогдашнем тракте могла быть столовая или чайная, подобная пырьевской...). Благодаря очень частым письмам родителя, представление мое о «Енисейграде» быстро расширялось»... — вспоминает сын писателя Ф.Р.ШТИЛЬМАРК, который и подготовил эту публикацию. Вот каким увиделся Енисейск писателю 36 лет назад.

 

«Город когда-то был в желто-белых «колерах», имеет сохранившийся еще александровский «ампир», но преимущественно деревянный. Старинные деревянные дома интересны, новые — нет. Есть здесь более менее все: поликлиника, где преимущественно «комиссуют», библиотеки числом, кажется, до пяти, все вместе по количеству (но отнюдь не по качеству) достигающие нашей домашней в ее лучшие времена, магазины, где можно купить всякую всячину (кроме того, что вам нужно)... Есть в городе любительский «драмтеатр», жиденький «горсад» и местный «пивзавод» (от этих слов у меня всегда начинает сосать под ложечкой...)».

Отец ненавидел сокращения и переименования, коверкающие русский язык. Он даже в Генштабе называл Куйбышев Самарой, что и сказалось в приговоре...

«На днях на местном бродвее я увидел заведение фотографа, в витрине которого имелось объявление о том, что «наше фото сохранит вашу молодость и красоту». Сама витрина могла смело соперничать со Свифтом или Вольтером, или с лучшими карикатуристами мира в изображении человеческой пошлости. Так как мне для юридического оформления в качестве законного гражданина Енисейграда требуются законсервированные образцы моей молодости и красоты, я заказал себе таковые. Долго я убеждал фотомефистофелей не украшать моего чела росчерками ракетопланного газа, коим они заменяют упраздненные нимбы на ликах своих жертв: я не сел также за руль картонного автомобиля, не облокотился на растральную колонну в полотняном саду Семирамиды и даже не продел головы в овальное отверстие над стройной фигурой в черкеске с газырями — словом, нарушил все этические нормы фотоискусства... Мои домохозяева, критически освидетельствовав снимок, удивились волшебному исчезновению седины и морщин (отцу было тогда 44 года. — Ф.Ш.) и про себя решили, что снимок был заказан в целях соискания мною знаменитых четырех «К», составляющих призвание здешнего искателя счастья: Катюша, корова, картошка, кровать. Мои друзья-москвичи, два хорошо знакомых мне профессора, нашли снимок пригодным для енисейской брачной газеты если бы таковая существовала. Так что енисейские фотобесы не столько сохранили, сколько возвратили мне молодость, как и полагается исчадиям ада — Мефистофелям...».

Впрочем, отец не всегда был так скептичен. Вскоре он осмотрелся, обжился и писал об Енисейске совсем иначе.

«Городок мне очень нравится. Огромны просторы Енисея, уютен старинный чистенький сибирский город, живущий на нищенском бюджете, но поддерживаемый заботливо. Очень жаль, что в этот тихий, спокойный город гонят такую шушвань, как добрая треть моих спутников. Впрочем, часть их уже отсеялась за скандалы и драки. Тут много интеллигенции, но, к сожалению, таковой труд им недоступен, хотя есть и педучилище, и учительский институт. Там читают те, которым некогда читал и я сам, а я буду рубить бревна, пока не приступлю к новой технической специальности».

Отец готовился к началу геодезических работ на трассе автодороги Красноярск-Маклаково-Енисейск, а пока что перебивался случайными заработками и поддержкой родных. Первоначально пришлось очень трудно, и он едва не замерз в первую же ночь, оставшись без крова и приюта. Он дошел уже до отчаяния, слоняясь по адской пурге, сбился в сугробах на улице Рабоче-Крестьянской, но судьбе угодно было прийти ему на помощь.

«Я узнал в проходившем мимо водоноше профессора Сергея Митрофановича Дубровского, бывшего директора Международного аграрного института, в котором твоя мама работала с 1929 года и в котором я бывал регулярно два раза в день, очень часто с тобой на руках вплоть до 1933 года».

Отец в то время был уверен, что в Енисейске ему предстоит жить до конца дней своих, строил планы на будущее с учетом перспектив развития края (гидростроительства на Ангаре, новых маклаковских лесозаводов и др.), он настойчиво звал меня и даже свою престарелую мать приехать в свой «Енисейград». Описания его становились все теплее и лиричнее, хотя текущие дела были отнюдь не блестящие.

«Страшно много, оказывается, надо голому человеку в Сибирях! Все приходится покупать, от дисульфана, когда брюхо болит, до чернильного порошка, от соли до гребенки, от бумаги до кепки! Должен сказать, что самое опасное в моем положении — это уныние и отчаяние. Я воочию вижу печальные последствия этих состояний на некоторых моих коллегах. Поэтому я установил для себя железный режим: столько-то времени на работу (практически оно больше уходит на поиски таковой), столько-то на институт повышения квалификации твоего имени (имелись в виду присланные ему мною книги по геодезии и топографии. — Ф.Ш.), столько-то на письма тебе...

...С вашей помощью я хорошо устроил свой быт: плачу 150 рублей за комнату с услугами (100 руб. за комнату, 50 — за воду, керосин, дрова, стирку, мытье полов). Живу в обстановке идеальной, можно сказать, сверхбольничной чистоты. Хозяева — очень симпатичные старички. Хозяйство у них чисто натуральное — теплица, парник, козы, куры, пчелы, огород, рассада, кроме того, хозяин столярничает. Хозяину — 69 лет, хозяйке — 71, она — сибирячка, он — «шатурец», т.е. «подмосквич» (из-под Шатуры), в прошлом — учитель физики. Поженились эти Филемон и Бавкида 3-4 года назад, когда он проделал то же странствие, что и я. Домик их стоял на берегу Енисея и в прошлую «воду» был смыт. Старички получили страховку, выбрали участок подальше от грозного соседа «Ени-су» и... по балочкам перетащили свой домик на улицу Перенсона, 85. За год здесь возникло цветущее хозяйство. Старик делал все не спеша, покряхтывая и скрипя, но цены таким старикам нет! Первое время ему помогал сын из Шатуры, а теперь он на своих стариковских ногах.

Старушке не нравится, если я, крупный мужчина (сама она маленькая), «инженер», целый день сидящий за книгами, вожусь у плиты. Поэтому она меня «за те же деньги» полностью избавила от готовки. Мое дело только продукты носить, что и делаю с вашей помощью. На это уходит у меня около 6 рублей в день.

Здесь — отнюдь не «столица». Трудно представить себе, сколь всевидящи эти маленькие, подслеповатые оконца здешних домиков! Они видят все — сколько и что человек берет на рынке, «мелочится ли» он, что он пьет, откуда ему пишут, с кем он «водится» и т.д. Меня предварительно проинструктировали, что важнее всего заслужить сначала репутацию человека солидного, обеспеченного, хорошо одетого, имеющего «свои виды», требовательного. Меня, оказывается, сильно подвела телогрейка, в которой я приехал. Пользуясь солнечными днями, я поэтому сейчас хожу в суконной гимнастерке, а вечером... вообще еще никуда не ходил ни разу. Я еще не выпил спиртного, не был в кино, ибо это «необязательно», это «не жизненно важно», а вот бреюсь каждый день и купил все необходимое для приличного вида: суконные брюки (125 рублей), резиновые сапоги (40 руб.), ботинки (74 руб.), личную посуду, туалетные принадлежности (в моем положении люди очень быстро опускаются, перестают сначала бриться, потом умываться, потом окончательно и прочно идут на дно). Поэтому даже в самую трудную минуту, ценой двухсуточного поста, я приобрел туалетное мыло, порошок, щетку и т.д. Хочу, чтобы вы поняли, что это не «роскошь, а гигиена»!

Но с работой обстановка сложилась крайне неблагоприятно. Поскольку ж.д. строительство пока не состоялось, а другие «хозяева» не берут, положение временно тяжелое. Но все же две геодезических работы мне уже поручили, и я их быстро выполнил (одно съемочное задание и установка некоторых гидрогеографических приборов на Енисее). Остальные перспективы — либо лесоповал (это на крайний случай), либо такие дела, как, например, водовоз. Конечно, кинематографический персонаж из к/ф «Волга-Волга» с цуг-тромбоном очень симпатичный дядя, и опять же «без воды и ни туды, и ни сюды», и работа — не тяжелая (запрячь поутру конягу и, воссев на бочку верхом, совершить 20-25 км, включая «левые» рейсы, на ледяную пустыню Енисея, развозя эти бочки по домам граждан, обслуживаемых горкоммунхозом), но дело-то в том, что, воссев на эту бочку, безнадежно по-здешнему «уронишь лицо» и уж ни на какую «почтенную» деятельность приглашен не будешь, тем более на инженерную. Вот и приходится «соблюдать лицо» и воздерживаться от таких дел, которые признаны «непочтенными» и протекают на виду у всей городской общественности. Я надеюсь, что вы всю эту обстановку поймете. Учтите, что здесь несколько консервативные представления, и с ними нельзя не считаться: «погибнешь в общем мнении» — и все! Пока что лица, мною, так сказать, «руководящие», исключительно довольны моей линией поведения и не менее довольны линией поведения моих родственников, которые обеспечивают «своей линией» — «мою линию»...

Говорят здесь, в Енисейске, очень занятно: «заложить», т.е. «запереть», в том числе и висячий замок, не только «заложить дверь», но и сундук, ворота и т.д.

«Грезить» — шалить, баловаться («не грези!» — не балуйся), отсюда — «греза», например, «у, греза!» — т.е. шалун, баловник.

«Стайка» — хлев, стоило, сарайчик для животных, причем «хлев» считается словом неприличным, ругательным. Тут интересно, как «о» перешло в «а»: стоять — стайка.

«Пимы» — валенки, например «пимокатная мастерская».

В произношении сибиряков ясно выражено стяжение гласных — «быват», «летат». Очень много своеобразных слов, связанных с животноводством. Но оно само, как и все сельское хозяйство в целом, — крайне отсталое...».

Под влиянием отцовских писем я стал разыскивать и читать книги о Сибири, заглянув в «Живописную Россию» и «Страну будущего» Нансена, который хорошо отозвался об Енисейске, его церквах и каменных зданиях. «Чтобы дать представление об Енисейске», — писал в 1897 году известный соратник Ленина, ссыльный революционер А.А.Ванеев своему товарищу Я.Строжецкому, — достаточно сказать, что здесь на 11,5 тысячи населения имеется 8-классная женская гимназия, 6-классная мужская прогимназия, несколько народных училищ, общественная библиотека и получается до 700 экземпляров периодических изданий разных наименований, а в громадных магазинах можно найти все, что только пожелаешь». Это несколько расходится с отцовскими впечатлениями...

В Енисейске к отцу снизошло милосердие. У него появилась жена (мама умерла в годы войны), родился ребенок. За что новая семья поплатилась мини-ссылкой в Маклаково. Ответственность за жизни близких людей придавала отцу силы, помогала ему одолевать все тяготы и временами усиливавшиеся хвори (сказывались фронтовые ранения).

Я вырвался к отцу, когда он жил уже в Маклакове. Запомнилась совместная поездка с отцом в Енисейск. встреча с двумя профессорами — С.М.Дубровским и Б.Б.Граве, занимавшихся исключительно «сельхозпроизводством», точнее говоря, овощеводством и свиноводством (они жили только этим натуральным хозяйством, изредка и втайне еще содействуя местному начальству в подготовке очередных докладов или отчетов, особенно по части международной политики и философии). По присущей ему скромности, Сергей Митрофанович Дубровский не рассказал (я узнал уже позднее), что он был в Норильске среди двадцати смертников, отправленных на Талнах с последующим расстрелом, спас всех обреченных тогда лично А.В.Завенягин. начальник будущего комбината, имя которого вспоминают многие. Помню, как Дубровский в разговоре заметил, что на одной из улиц Енисейска обосновались в основном «челюскинцы», а на другой — «папанинцы».

— Как? Неужели сами участники северной эпопеи?

— Конечно, участники... Эпопея их, правда, несколько иная. Они, молодой человек, во времена оные посмели высказать ироничное отношение к покорителям северных пространств, не оценили их героизма и отваги, за что достойно поплатились, естественно...

Профессор-огородник чуть пригнулся, щелкнул пальцами, и перед нами мгновенно предстал некий «блатарь», исполнивший на мотив знаменитой «Мурки»:

Шмидт сидит на льдине,
Словно на перине,
И мотает длинной бородой...

— Ну вот, каждому, как известно, свое — кому ордена, кому десять лет.

Ловлю себя на мысли, что, может быть, «ни к чему» все эти отцовские подробности и описания. Но, во-первых, мне попросту приятно перечитывать отцовские письма, а во-вторых, они все-таки весьма-весьма поучительны. «От сумы да от тюрьмы не зарекайся» — гласит народная мудрость. Дай бог, конечно, чтобы отцовские поучения никому не понадобились... И потом много ли у нас таких свидетельств народной сибирской жизни не прошлого века, когда весьма многочисленные мемуары оставили декабристы и шестидесятники, но именно более ближнего времени?

Ф.Штильмарк
«Красноярский рабочий», № 77 (21068), 02.04.89


/Документы/Публикации 1980-е