Сибирь в период сталинщины являлась местом, куда, с начала 30-х годов и вплоть до разоблачения культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС, беспрерывным потоком «прибывали» люди со всех уголков страны.
Лагеря в лесах, вокруг горнодобывающих и промышленных объектов густой сетью покрыли сибирские просторы и стали местом существования и тяжелейшей работы для тысяч несчастных.
В населённых пунктах поселились люди, отбывающие свой срок «лишения в правах». Среди них были и такие, которым ссылка была определена на бессрочный срок.
Не остались без «внимания» и семьи «врагов народа».
«Мельница» сталинщины молола исправно. Требовались новые жертвы, и они находились.
Сколько расстрелянных, оторванных от очагов предков, погибших от голода и болезней, сколько разбитых на веки семей, человеческих трагедий?
Никто не в состоянии учесть боль, причинённую Сталиным и его подручными, никто не может назвать количество жертв того периода!
Сейчас проводится большая работа по восстановлению справедливости и в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР отменены внесудебные решения, вынесенные в период репрессий «тройками» НКВД-УНКВД, коллегиями ОГПУ и «Особыми совещаниями» НКВД-МГБ-МВД СССР.
Принимаются меры по обеспечению необходимой помощи реабилитированным в осуществлении их прав и интересов, а также в создании памятников жертвам репрессий, в содержании в надлежащем порядке мест их захоронения.
Предстоит большая работа по выявлению и учёту лиц, пострадавших в период произвола, вскрытию тайн и судеб людей.
Определённую работу взяло на себя и вновь созданное Всесоюзное добровольное историко-просветительское общество «Мемориал».
Одной из задач Общества предусматривается восстановление исторической правды о беззакониях сталинизма, изучения их причин и следствий.
Общество собирает, обрабатывает и хранит в соответствии с действующими нормами информацию, а также материальные реликвии и ценности, связанные с фактами и обстоятельствами репрессий и сопутствующих им событий.
Общество будет благодарно лицам, приславшим в наш адрес сведения о судьбах необоснованно репрессированных граждан, воспоминания, документы и другие материалы.
В частности, нас интересуют сведения о судьбе жены советского разведчика Рихарда Зорге – Максимовой Екатерины Александровны. Она была арестована в 1942 году и после 9 месяцев тюрьмы находилась в ссылке в Б-Муртинском районе.
В письме к матери она написала, что здорова и надеется, что после войны и возвращения Ики (так она звала Рихарда Зорге), они смогут погостить все вместе в Красноярском крае.
К сожалению, её мечта не осуществилась. 3 июля 1943 года, находясь в больнице, она умерла. Могила Максимовой не известна. О её смерти сообщила матери Елена Васильевна Макеева (медсестра больницы).
Сведений о смерти Екатерины Александровны в архивах районного ЗАГСа не имеется. Известно, что Макеева была учительницей, но во время войны работала в больнице медсестрой.
Макеева в письме больницу именует под номером 5 с припиской, что она была районной.
Как сообщили нам в крайздравотделе, районные больницы нумерацию не имели и высказали предположение, что больница была системы МВД. Не известна судьба и Макеевой. Возможно, что она могла бы внести определённую ясность в судьбе Максимовой.
Нам сообщили, что Макеева жила в с. Никольское (Туган), что она была замужем за Палагиным и после его смерти уехала на Запад.
Возможно, что в районе кто-либо знает о судьбе Максимовой и Макеевой. За любое сообщение будем благодарны.
Нас интересует судьба и других репрессированных, проживающих в районе.
Мой адрес: 660112. Красноярск, 112. Абонементный ящик 5845. Лелайс Александр Константинович.
А. Лелайс, член общества «Мемориал».
Маяк коммунизма, № 35, 23.03.1989.