Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Двадцать лет спустя


ЧИТАЛИ ЛЬ ВЫ?

Уверен, что роман Николая Мамина «Тракт, на котором буксуют» также будет пользоваться успехом у читателей. Главы из романа опубликованы в шестом номере «Енисея». Очень жаль, конечно, что произведение это не увидело свет тогда, много лет назад, когда было написано. Ведь роман представляет не только литературную ценность — он является достовернейшим человеческим документом. Николай Мамин был не просто свидетелем и летописцем, он был активным действующим и, я бы сказал, страдающим лицом. И вот наконец-то роман пришел к читателю — пришел спустя двадцать лет после гибели автора.

Время действия романа— 1952—1953 годы. Время тревог и надежд, время назревающего исторического перелома. Социальный срез довольно глубок: от аппарата ЦК и кабинетов МГБ — до простых рабочих и шоферов из далекого сибирского поселка. В центре повествования — судьба Ивана Звезденева, бывшего офицера, партизана, ставшего жертвой злостного оговора. Через какие только испытания не проходит этот человек! Но самым тяжким испытанием становится для него не арест, не тюрьма, а предательство любимой жены Люси, которая готова отказаться от мужа, лишь бы не пострадала ее артистическая карьера. Образ Люси — очень непростой и жизненно достоверный, таких слабых людей много вокруг. У нее есть и достоинства, не лишена она и актерского таланта, но в трудные минуты именно такие люди, лишенные внутреннего стержня, становятся предателями. Как ни любит свою жену ну Иван Звезденев, он не может простить ей предательства — и после освобождения решает надолго уехать из родного Ленинграда в Сибирь. Он как бы отправляется в добровольную ссылку — и этот романтический поступок вполне соответствует его бескомпромиссному характеру. Впереди его ждут новые места, новые люди, новые драматические события.

В романе много мрачных сцен и эпизодов, в нем выразительно передана атмосфера тотальной подозрительности и террора. Но нет ощущения безысходности, нет отчаяния. Постоянно звучит тема добра, тема дружбы, верности, рыцарской поддержки, отзывчивости. Мне кажется даже, что в те суровые времена эти прекрасные качества чаще встречались, чем теперь, в наше куда более безопасное время.

Писатель Николай Мамин был оптимистом. Не теряли надежды и его герои. Друг Ивана Звезденева, убежденный коммунист Горчаков говорит: «Я верю в партию... И всех сукиных детей, карьеристов и прохвостов, которые вчера дутые дела стряпали на коммунистов, еще открытым процессом судить будут». Очень подкупает эта уверенность, хотя, если уж говорить начистоту, то и нынче, спустя много лет после описанных в романе событий, открытых процессов над доносчиками и палачами что-то не видно.

В «Енисее» опубликованы только первые главы романа, но я верю, что вскоре он будет издан целиком, отдельной книгой. И читатели смогут проследить дальнейший путь героя до счастливого финала. Такой человек, как Иван Звезденев, вполне заслуживает всего самого лучшего — и любящей жены, и любимой работы, и верных друзей, и всяческих наград. Ведь душа человеческая, душа читательская нуждается не только в правде — она ждет, чтобы зло непременно было наказано, а добро непременно вознаграждено. Так должно быть — но так не всегда бывает. В жизни самого автора не было, к сожалению, ничего похожего на хеппи-энд. Судьба словно испытывала его на крепость, и испытание это длилось до конца, до смертного часа, до гибельного ледяного мига... О том, как погиб Николай Мамин, читатели смогут узнать из статьи Олега Пащенко «Правда ко двору», в ней подробно цитируются ранее не публиковавшиеся воспоминания очевидца, капитана А. Н. Алексеева-Гая.

Близкими по теме к роману Мамина оказались и другие материалы этого номера «Енисея». В разделе «Из литературного наследия» опубликованы главы из исторической поэмы Даниила Андреева «Рух». Автор — сын» знаменитого русского писателя Леонида Андреева, бывший фронтовик, после войны, как и многие, был репрессирован, десять лет просидел во Владимирской тюрьме, умер вскоре после освобождения. Поэма «Рух» — о далеком смутном времени, о народных русских героях, таких, как патриарх Гермоген, Минин и Пожарский.

Тут же напечатаны интереснейшие воспоминания сына писателя Роберта Штильмарка, автора некогда популярного приключенческого романа «Наследник из Калькутты». Помню, в давние школьные годы я зачитывался этой книгой. Но лишь только теперь я узнал, что, оказывается, роман был сочинен и написан в местах не столь отдаленных, где автор отбывал свой срок.

О стихах говорить труднее — они пересказу не поддаются. Хочу отметить прежде всего стихи Леонида Бородина, перекликающиеся с романом Мамина, а кое в чем и дополняющие «лагерную» тему более современными мотивами. «Баллада о счастье» Владимира Болохова рассказывает универсальную притчу об узнике и тиране. Лирические стихи Галины Козловской, казалось бы, совсем о другом — о нашей современности, но тревожные ноты звучат и в ее подборке. Время розового оптимизма прошло безвозвратно. Вполне резонным поэтому кажется появление на страницах «Енисея» иронических стихов Павла Полуяна, который откровенно стремится эпатировать читателя, шокировать его гротескными образами, ернической интонацией, нескрываемой издевкой над прописными истинами. Вполне вероятно, что стихи Полуяна многим не понравятся, а у некоторых вызовут аллергическое раздражение. Но ведь еще Иван Бунин, который, кстати, был ярым противниксм тогдашнего авангарда, тем не менее ворчливо заметил: «Поэт не чрвонец, чтоб нравиться всем».

Э. РУСАКОВ.

Красноярский рабочий 19.01.1989


/Документы/Публикации/1980-е