ПОД КОНЕЦ уходящего года многие норильчане, особенно же из числа ранее репрессированных, а также их родные и близкие высказали горькие слова упрека в адрес руководства, всей общественности нашего города, никак не откликнувшихся на та
<...> том организационном, пока еще очень черновом заседании, которое недавно состоялось в кабинете заведующей культурно-массовым сектором Дворца культуры и техники Надежды Васильевны Русалеп. Сюда по ее приглашению пришли работники исторического музея, норильские журналисты и поэты, чтобы хотя бы вчерне наметить общие контуры здания, которое еще предстоит построить, наполнить конкретным содержанием — это Неделя памяти (решили назвать ее именно так), теперь уже в масштабе одного только Норильска. Провести ее намечено в марте. Какой же видится инициативной группе норильская Неделя?
Наметки примерно такие: митинг на кладбище, что под горой Шмидта. В завершение митинга — молебен и установка, ну, хотя бы самого обыкновенного деревянного креста, если на большее мы не способны. Подключить к организации и проведению Недели памяти придется все творческие силы города — местные отделения Советского фонда культуры и Всероссийского музыкального общества. Союзов журналистов, художников, театральных деятелей, архитекторов и, конечно же, общества книголюбов. Ведь без их помощи, без активного содействия невозможно провести ряд благотворительных концертов, выставок картин и архивных документов (в числе их и старых писем, фотографий), экспозиций книг и публикаций, затрагивающих тему сталинского геноцида. Такие экспозиции могут быть развернуты в картинной галерее, музее, городских библиотеках, зеленом фойе Дворца культуры...
<...>
ровье у кандидатов, чтобы добраться до неблизкого нашего города. Да и средства необходимы для того, чтобы оплатить им дорогу. Разумеется, в этом деле не обойтись без материальной поддержки наших предприятий и в первую очередь, конечно, Норильского комбината.
Еще в рамках Недели должны быть организованы тематические киносеансы с показом как художественных, так и документальных фильмов; какие-то религиозные мероприятия (если только слово «мероприятие» в данном случае употребимо); представление в нашем драматическом театре и наконец большой заключительный вечер во Дворце культуры.
Но пока, как я уже говорил, все это — лишь эскиз, лишь наметки того целого и, надеюсь, весьма масштабного, что, собственно, и получило условное пока название — Неделя памяти.
Есть среди нас не только сторонники, но и ярые противники разоблачительно-очистительного движения. И это естественно: ведь сталинизм не только во что-то вырос — он во что- то и перерос.
Что ж, было время разбрасывать камни, теперь же настала пора собирать. Настало время платить долги. И именно через эту великую очистительную работу, лишь маленьким звеном которой призвано стать мартовской Неделе памяти, разбудим мы в людях голос совести — человеческой и гражданской.
Г. КРОДЕРС, член правления норильского отделения Всероссийского общества «Мемориал».
Заполярная правда, декабрь 1988 (мы не располагаем полным текстом материала и будем благодарны, если его нам предоставят и уточнят дату)
Архив Ачинского «Мемориала». Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ачинский краеведческий музей имени Д.С.Каргополова»