Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Навели показуху


В КАНСКЕ СТАРЕЕТ ДОМ ПИСАТЕЛЯ В. Я. . ЗАЗУБРИНА

В ПЕРВЫЕ послереволюционные годы Канск стоял у истоков советской литературы: здесь был написан Зазубриным первый советский роман, а Итиным напечатана первая советская научно-фантастическая повесть.

Оба они — Владимир Зазубрин и Вивиан Итин не были особенно удачливы в жизни: оба репрессированы, оба посмертно реабилитированы. Оба с трудом и большими купюрами в творчестве возвращались к читателю. Говорят, что долги нужно платить. Один из самых больших невыплаченных долгов этим писателям принадлежит нашему городу.

Владимир Яковлевич Зазубрин оказался здесь в 1919 году, в декабре. Вот как вспоминает об этом его жена В. П. Зазубрина-Теряева: «В конце декабря 1919 года в нашем доме появился человек — высокого роста, в огромной овчинной шубе с высоким воротником, в черной папахе с красной лентой, обросший черно-смоляной бородой — партизан. Назвался Владимиром Яковлевичем Зазубриным и предъявил ордер на комнату... А на третий день наш партизан заболел. Врач сказал: «Сыпной тиф. Если отправить в больницу — не выживет». Моя мать решительно сказала: «Оставим! Ухаживать найдется кому».

В этом доме писатель победил страшную болезнь, в этом доме он начал писать свой знаменитый роман «Два мира», в этом доме он читал друзьям рукопись и гранки, приезжая из Иркутска.

В 1970 году я работал на местной студии телевидения, и мне довелось найти этот дом, помогли очевидцы тех событий. С каждым днем их становится все меньше и меньше. В 1975 году на этом доме была открыта мемориальная доска, город отмечал 80-летие со дня рождения писателя.

Недавно я вновь побывал в доме. Неприглядное зрелище представляет он из себя. Нынешняя «хозяйка» его Л. А. Яровая говорит: «Лучше бы уж не наводили в свое время показуху, не красили. Был тогда дом некрашеный, но и не грязный». Собственно, он не принадлежит городу: в стародавние времена был куплен для размещения агросеменной лаборатории, которая до сих пор в нем и располагается. Людмила Александровна заведует этим учреждением.

— Раньше как-то ставился вопрос о том, чтобы переселить нас в другое здание. Но предложения были не совсем серьезные. Скажем, нам предлагали первый этаж пятиэтажного жилого дома. Но ведь предлагать такой вариант, — значит, не знать условий нашей работы. Я предложила свой вариант — отдать нам здание нынешнего физкультурного диспансера — и постройкой и помещением этот дом похож на наш — от нас просто отмахнулись, сказав, что мы многого хотим.

Позвонил ответственному секретарю местного отделения ВООПИК Т. А. Бондаренко.

— Этот дом находится на балансе лаборатории, которая и должна следить за внешним видом и сохранностью, — сказала она и добавила: — А задача нашего общества— следить за тем, чтобы дом не снесли, не разрушили, как это уже было неоднократно с некоторыми памятниками истории в Канске.

КАК ГОВОРИТСЯ, спасибо  и на том. Впрочем, предположения канских ценителей творчества Зазубрина несколько иные. В нынешнем году исполняется 50 лет со дня трагической гибели В. Я. Зазубрина, автора первого советского романа «Два мира», романа, который читал и назвал «хорошей, нужной книгой» В. И. Ленин, романа, страстными пропагандистами которого стали А. В. Луначарский и А. М. Горький. И мечты горожан касаются в первую очередь дома Зазубрина. Почему бы не устроить в нем литературный музей? И для Зазубрина, и для Итина нашлось бы там место. Материалов не хватит? Да канские книголюбы сумеют помочь музею. Автору этих строк также есть что предложить будущему музею. Скажем, книгу, в которой вел свои записи Вивиан Итин, когда ночевал в иллюзионе «Фурор». Этот музей нужен, кстати, и членам канских литературных объеди¬нений: встретиться, поговорить, посоветоваться, прочитать товарищам свои опыты им абсолютно негде. А если уж совсем размечтаться, то хотелось бы подумать вот о чем... Один из работников хлопчатобумажного комбината рассказывал мне о том, что однажды по делам службы оказался в Пензе. Удивило его то, что нёдалеко от завода «Пензмаш» есть улица, названная именем Зазубрина. Понятно, писатель в этом городе родился.

Неужели в Канске нет возможности назвать именами зачинателей советской литературы свои улицы?

Дом Зазубрина достоин иной участи, чем ему уготована. Есть ведь и негативные примеры: здание, где состоялись первые заседания первого Канского уездного совета народных депутатов, оказалось разрушенным строителями. Не помогла и мемориальная доска. Пока этого не случилось с домом Зазубрина. Но ведь и гарантии, что не случится впредь, тоже нет. А размещенный здесь литературный музей способствовал бы лучшему знакомству с творчеством писателей, дал бы возможность периодически контролировать его состояние, его сохранность. И стал бы одним из способов увековечения памяти Зазубрина и Итина.

В. САМСОНОВ, журналист.
Канск.

КРАСНОЯРСКИЙ РАБОЧИЙ 5 мая 1988 г


/Документы/Публикации/1980-е