С.Секретно
Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР
Москва-Кремль
№ 1275-198сс
23 июня 1935 года
О строительстве Норильского никкелевого
комбината
Для успешного освоения Норильского никкелевого и угольного месторождения и строительства комбината проектной мощностью 10.000 тонн никкеля в год с пуском его в 1938 году, Совет Народных комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Строительство Норильского никкелевого комбината признать ударным и возложить его на Главное управление лагерями Наркомвнудела, обязав его организовать для этой цели специальный лагерь.
2. Обязать Главсевморпуть передать, а Наркомвнудел принять к 10.VII.35 г. все имеющиеся в Норильске постройки, оборудование, транспортные средства, технические материалы, продовольствие, геологический архив и прочее имущество, принадлежащее Норильскому комбинату (в том числе камнеугольным копям), а равно все выделенные Главсевморпутем для Норильска и находящиеся в отправных и промежуточных базах (Москва, Красноярск и др.) или в пути материальные фонды, оборудование, продовольственные и промышленные товары, вместе с завезенными и находящимися в пути в Норильск административно-техническим персоналом и рабочей силой.
3. Обязать НКТП не позднее 5.VII.35 г. выделить и отгрузить в Архангельский порт 15 комплектов станков Крелиуса, марки «АБ» и 5 станков марки «Б» с трубами и запасными частями к ним в распоряжение НКВД, одновременно обеспечив станки квалифицированными буровыми мастерами.
Обязать ГУСМП обеспечить переброску в течение II и III кварталов с.г. эти станки через Пясино в Норильск.
4. Обязать НКВД начать бурение не менее чем 5 станками в течение IY квартала
1935 года с проектной глубиной не менее 300 мтр.
5. Обязать НКВД начать открытые эксплуатационные работы Норильского
месторождения с 1.1.1936 г.
6. Обязать НКВД:
а) закончить в 1935 году все изыскания в Норильске и научно-исследовательские
работы, передав к 1.136 г. Союзникельоловопроекту геологические материалы с
утвержденными заданиями, данные по гидрогеологии, флюсам и строительным
материалам и результаты работ научно-исследовательских организаций по опытному
обогащению руды и металлургической плавке;
б) произвести окончательные изыскания трассы узкоколейной железной дороги
Дудника - Норильск - оз.Пясино (135 км) и составить проект с тем, чтобы
обеспечить окончание постройки дороги Норильск - Пясино (15 км) и дороги Дудинка
- Норильск (120 км) к концу 1936 года.
7. Обязать НКТП:
а) обеспечить окончание проектирования всего комбината к 1 августа 1935 г., для
чего в составе Союзникельоловопроекта выделить Специальную проектную группу,
обеспечив ее лучшими кадрами;
б) обеспечить окончание проектирования угольных рудников, входящих в состав
комбината, к 1-му мая 1936 года;
в) выделить в распоряжение Наркомвнудела достаточное количество специалистов,
необходимых для освоения строительства комбината;
г) обеспечить научно-техническую консультацию и экспертизу правильного ведения
работ по строительству;
д) обеспечить к середине 1938 года окончание строительства рафинировочного
завода в Красноярске для Норильского файнштейна, получения из него 10 тыс. тонн
никкеля в год и соответствующего количества меди, кобальта, платины и палладия.
8. Ассигновать из резервных фондов СНК СССР Наркомвнуделу на проведение работ, проектирование и приобретение оборудования и материалов в 1935 году 10.000.000 руб., из них во II квартале 7.000.000 рублей.
9. Обязать Госплан СССР выделить дополнительно ГУЛАГ НКВД необходимые фонды на оборудование и материалы по прилагаемому списку.
Учитывая краткость навигационного периода по р. Пясино и Енисею, необходимость заброски указанных грузов к началу навигации в Архангельск для дальнейшей доставки их Северным морским путем, выделение фондов произвести в 10-дневный срок.
10. Обязать ГУСМП:
а) обеспечить в навигацию 1935 года завоз первыми иностранными пароходами,
зафрахтованными для Карской операции технических и продовольственных грузов из
Архангельска и Мурманска до о.Диксона 5.000 тони с перевалкой этих грузов на
р.Пясино, Норильск, а также 5.000 тонн по реке Енисею до Дудинки;
б) обеспечить в навигацию 1936 года перевозку из Архангельска, Мурманска и
Красноярска до Норильска через Пясино 12.000 тони и до Дудинки 18.000 тонн.
в) продлить, начиная с 1 июля 1935 года, авиалинию Красноярск - Игарка до
Норильска, обеспечив регулярное воздушное сообщение с Норильском.
11. Для обеспечения указанных перевозок, обязать:
а) НКВД передать не позже 1.YII.35 г. Главсевморпути для перевозки Норильских
грузов от о.Диксон по р.Пясино пароход «Молотов», 2 лихтера, принадлежащие ранее
Комсевморпути, и 1500 тонн речного деревянного топлива;
б) НКТП передать не позже 15.VII.35 г. Главсевморпути для перевозок Норильских
грузов по Енисею и Пясино из готовых в навигацию 1935 г. один пароход в 300 сил
и один лихтер на 1000 тонн;
обязать НКВД в течение 1935-1936 г. обеспечить строительство причальных линий
Дудинка - Норильск.
12. Обязать НКПС обеспечить переброску в июне в первой половине июля в Архангельск 6.600 тонн грузов.
13. Обязать Красноярский крайисполком обеспечить все необходимые для Норильского строительства перевозки по Енисею и в первую очередь сплавы леса до Дудинки.
Председатель Совета
Народных Комиссаров Союза ССР В.Молотов
Управляющий Делами
Совета Народных Комиссаров Союза ССР И.Мирошников
P.S. Приведенное постановление — точная копия документа с сохранением его
орфографии. Обратите внимание на пункты 2, 6, 7 — судя по их тексту, Норильский
комбинат родился раньше официальной даты 23 июня 1935 г.
Публикуется по изданию "О времени, о Норильске, о себе..."