Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Волкова М.Г. Поруганная вера (о репрессиях против священнослужителей)


В октябре-ноябре 1937 г., когда репрессии в стране достигли апогея, в Красноярске органами НКВД была арестована группа священнослужителей.

К этому времени большинство церквей города уже были закрыты. Часть из них была снесена (Богородице-Рождественский cобор, Всехсвятская церковь и др.), часть — обезглавлена и в них размещены различные службы, склады. Например, в старейшем Воскресенском соборе в 1936-39 годах — городской аэроклуб, в Благовещенской церкви — на долгие годы пушно-меховая база.

В первые же годы советской власти были закрыты духовное и епархиальное училища, духовная семинария, в здании которой разместили военный госпиталь, а в ее маленькой церкви — актовый зал для проведения партийных и профсоюзных собраний.

Гонения на церковь, начавшиеся по инициативе В.И. Ленина в 20-е годы, продолжались и в 30-е. Священнослужители и их семьи, считавшиеся «социально неблагонадежным элементом», были лишены избирательных прав, права на трудоустройство, достойное образование.

Арестованную в 1937 г. группу священнослужителей обвинили в том, что они являются членами повстанческо-контрреволюционной организации церковников, созданной и руководимой епископом Красноярской епархии А.А. Турским. Организация, по версии НКВД, насчитывала около 100 человек, поддерживала связь с японской разведкой, белогвардейской организацией РОВС и ставила своей главной целью свержение советской власти.

21.11.1937 г. измученным на допросах людям тройкой УНКВД КК был вынесен приговор: 11 человек были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу, 3 человека — к 10 годам ИТЛ.

Сведения о людях, проходивших по этому делу, очень скупы — ограничиваются анкетами арестованных, узнать какие-либо подробности их жизни за давностью лет оказалось непросто. Пока лишь о трех священниках удалось собрать более подробную информацию.

Турский Александр Антонович, род. в 1886 г. в д. Седельниково Сухобузимской волости Красноярского округа. В 1907 г., после окончания учительской семинарии, был направлен на работу в село, недалеко от Б. Мурты. Женился на молоденькой учительнице Елене Абросимовне Санковской. Ей в ту пору было всего 15 лет. 1908—1913 годы оба работали в школе с. Даурское.

В 1910 г. у них родился сын Александр, в 1914 г. — Виктор.

В 1915 г. Турский закончил духовную семинарию, мечтал поступить в духовную академию, но был направлен в Урянхайский край. Служба была не простой, так как в Туве в то время было мало православных, в основном староверы. Жил с семьей в Белоцарске (Кызыл), в сане протоиерея был благочинным Урянхайского края.

В 1919 г. в Туве начались межнациональные конфликты, местное население вырезало целые русские семьи от мала до велика. Елена Абросимовна, ждавшая в это время ребенка, вынуждена была одна, с маленькими детьми (мужа не было дома), через лес бежать в пос. Туран, где преждевременно родила дочь Наталью. Потом пешком с грудной дочерью и сыновьями лесом, через горы перебралась в с. Ермаковское, там у них с мужем были знакомые учителя. Лишь через полгода встретилась она с мужем, когда он с двумя священниками приплыл на плотах.

Это был сложный период в жизни Турского. Время было смутное: колчаковщина, партизанское движение, бандитизм, все углубляющийся раскол в православной церкви, рост антицерковных настроений, гонения церкви властями.

В 1922—1924 годах Александр Антонович был протоиереем церкви с. Ермаковское, затем с семьей переехал в Минусинск, где прослужил более 10 лет, сначала в сане протоиерея, затем был рукоположен в епископы Минусинско-Хакасской епархии (сведений, когда эта епархия образовалась и сколько просуществовала, найти не удалось).


Минусинск. Церковная община и причт.
В центре протоиерей Турский, стоит 7-я справа его жена,
сидят на земле: 3-й справа Виктор, 4-й Александр, 9-я Наталья

В эти годы в православной церкви начался раскол. Возникло новое течение — обновленчество (Живая церковь), его сторонники появились во многих городах России, в т.ч. и в Минусинске. Обновленцы предлагали изменить Устав церкви, вести службы на современном русском языке, сократить их по времени и многое другое. Пик их активности пришелся на 20—30-е годы. Власть относилась к обновленцам довольно лояльно, что явилось, видимо, одной из причин, вызвавших к ним недоверие со стороны верующих.

С 1924 г. Турский становится сторонником обновленческой церкви. Что толкнуло его на этот путь, трудно судить.

В 1927 г. он организовал в Минусинске свечное производство, доходы от которого использовались на содержание церкви.

В 1934 г. семья Турских переехала в Красноярск, поселилась в 3-комнатной квартире по адресу: Школьный переулок, 13—4.

В марте 1935 г. из Москвы пришел Указ первоиерарха Виталия о назначении Турского епископом Красноярской епархии.

Старший сын Александр к этому времени уже имел семью, троих детей. Работал механиком на строительстве теплоэлектростанции — у него с детства была тяга к технике.

Виктор учился игре на скрипке в Красноярском музтехникуме у педагога А.Л. Марксона. Пока семья не переехала в Красноярск, он жил у протоиерея Благовещенской церкви И.И. Словцова. Александр Антонович был в дружеских отношениях с братьями Словцовыми Иваном и Петром. Видимо, эти отношения сложились еще в духовной семинарии.


Музтехникум, класс А.Л. Марксона (сидит в центре).
Стоит первый слева Виктор Турский

Музтехникум Виктор не окончил, был исключен как «социально чуждый элемент», сын епископа.

Недолгой была служба Турского в Красноярске. 04.10.1937 г. он был арестован органами НКВД. Епископа обвинили в том, что он является руководителем повстанческо-контрреволюционной организации церковников, ведущих активную антисоветскую агитацию, призывающих к террору и свержению советской власти. Сбор различной информации и передачу ее японской разведке якобы осуществлял через бродячих монахов. Якобы сам вербовал и новых членов, осуществлял связь с первоиерархом Виталием, являвшимся главой всех контрреволюционных организаций церковников страны.

26.11.1937 г. Турский был расстрелян.

Сын Александр, уехавший из Красноярска в 1936 г. и работавший в Луганске механиком на заводе, ареста избежал. В декабре 1941 г. старший лейтенант танковых войск Александр Турский погиб, защищая Москву.

Виктор, игравший на скрипке в симфоническом оркестре городского театра, вскоре после ареста отца также был арестован, обвинен в том, что, еще учась в музтехникуме, проводил контрреволюционную агитацию, клеветал на советскую власть, ВКП(б) и комсомол, готовясь к террору, нелегально приобрел браунинг.

Решением тройки УНКВД КК 25.12.1937 г. был приговорен к 10 годам ИТЛ. Отправлен в Вятлаг, где и умер 04.04.1938 г.

Наталья, учившаяся игре на фортепиано в музтехникуме, вынуждена была оставить учебу и совершенствовала технику игры самостоятельно. Впоследствии много лет работала музыкальным руководителем во Дворце пионеров.

Елена Абросимовна, потерявшая мужа и сыновей, всю оставшуюся жизнь прожила с семьей дочери. Работала бухгалтером, инкассатором сберкассы, помогала воспитывать внуков — детей сына и дочери.

Несмотря на все выпавшие на долю этой семьи испытания, внуки Александра Антоновича выросли людьми достойными. Одна дочь Александра — Любовь закончила Строгановское училище, стала заслуженным художником РСФСР, вторая, Надежда, получила образование в Красноярском мединституте. Сын Александр стал геологом, работал доцентом Горного института в Ленинграде.

Сын Натальи Сергей, закончив авиационное училище, стал пилотом, летал на ЯК-40, дочь Наталья окончила Красноярский технологический институт.

О жизни Александра Антоновича и его семьи я узнала от мужа Натальи, Сергея Викторовича Сорокина. Сама она умерла незадолго до нашей встречи, и я очень сожалела, что не удалось с ней пообщаться, расспросить побольше об ее отце.

Словцов Иван Иванович, род. в 1882 г. в с. Устьяновском Канского округа в семье церковного дьякона. Когда Ивану исполнилось 9 лет, умер отец и семья переехала в Красноярск. Продолжая семейные традиции, он закончил духовное училище и в дальнейшем всю жизнь посвятил служению церкви. Женился на Татьяне Сергеевне Осурковой. Восемь лет был дьяконом Благовещенской церкви, жил с семьей в одном из домов церковного подворья.

При советской власти семья переселилась в собственный 2-этажный деревянный дом по Крестьянскому переулку, 7 (Сурикова, 11). Соседний дом принадлежал брату Петру.

Петр учился в духовной семинарии, имея прекрасный голос, пел в хоре. Его голос заметно выделялся среди голосов семинаристов, и ему стали поручать сольные партии. Учителем музыки в семинарии в те годы был известный музыкант, педагог Иванов-Раткевич.

Изменив семейным традициям, Петр Иванович уехал в Москву и там закончил вокальное отделение Московской консерватории. Став оперным певцом, пел в театрах Москвы, Петербурга, Киева и других городах страны. Не забывал и Красноярск, где поставил несколько оперных спектаклей со своим участием. Преподавал вместе с женой в Народной консерватории.

В 1934 г., заболев на гастролях, вернулся в Красноярск и вскоре умер. Похоронен на городском кладбище около Троицкой церкви.

В 1917 г. Словцов И.И. принял сан иерея, позднее — сан протоиерея. Служил в разных церквах города, был настоятелем Благовещенской церкви. В середине 30-х годов Благовещенская церковь была закрыта, часть церковной утвари и икон были перевезены в Троицкую церковь, туда же перешел работать и Иван Иванович.

В его семье было трое детей. Сын Петр, 1910 г.р., мечтал стать актером и, с помощью Петра Ивановича, поступил в Москве в школу-студию МХАТа. Окончив школу-студию, работал в Средней Азии, Улан-Удэ, в 1952 г. стал актером Красноярского театра им. Пушкина, в труппе которого проработал до конца своих дней. Получил звание заслуженного артиста РСФСР.

Дочери: Милица, 1912 г.р., работала санитарным врачом, Вера, 1914 г.р.,— бухгалтером. Внуков в семье Словцовых не было.

Иван Иванович был дружен с семьей Турских, по праздникам они бывали в гостях друг у друга.


В центре Турский А.А., справа Словцов И.И.

Репрессии среди духовенства города не обошли стороной и семью Словцовых.

03.10.1937 г. Словцов был арестован органами НКВД, обвинен в том, что с 1932 г. руководил одной из групп контрреволюционной организации церковников.

26.11.1937 г. расстрелян.

Жена его, Татьяна Сергеевна, получив в НКВД сведения о том, что муж осужден на 10 лет без права переписки (лишь много лет спустя стало известно, что этот приговор означает расстрел), ждала, надеялась, молилась. Умерла, так и не узнав правды.

Буянов Никонор Васильевич, род. в 1891 г. в с. Шалаевское Канского округа в семье псаломщика. В 1911 г., по настоянию отца, окончил Красноярскую духовную семинарию и был направлен священником в с. Тинское Канского уезда. Женился на Антонине Александровне Родэ, работавшей учительницей в соседнем селе.

В 1916 г. его перевели в Красноярск и назначили заведующим школой, которая находилась в духовном ведении. В ней он проработал до установления советской власти, потом какое-то время был экономом духовной семинарии, регентом церковного хора, священником Всехсвятской церкви. Жил с семьей на церковном подворье.

Служба в церкви была как бы долгом, а душой Никонор Васильевич всегда тянулся к музыке, и, когда умер отец, он оставил церковь и поступил в Народную консерваторию, где обучался игре на скрипке и виолончели.

В эти же годы он, со священником Благодатовым, организовал кустарную артель по производству свечей. В 1930 г. его судили за якобы незаконное повышение цен на свечи. В тюрьме провел 1,5 месяца, оправдан.

Окончив консерваторию, Буянов сначала работал в оркестре цирка, а затем с 1934 г. играл на виолончели в симфоническом оркестре городского театра под управлением А.Л. Марксона.

Семья Буяновых вообще была музыкальной. Жена его, Антонина Александровна, пела в хорах оперы, оперетты, в хоре радиокомитета, в церковных хорах. Когда открылся пединститут, стала работать в его библиотеке.

Дети — три сына также получили музыкальное образование. Вадим и Николай закончили Красноярский музтехникум по классу скрипки и Ленинградскую консерваторию.

Вадим умер молодым от тифа. Николай, 1913 г.р., судя по отзывам, был очень талантливым скрипачом, концертмейстером, работал в симфонических оркестрах Красноярска, Ленинграда, Новосибирска.

Младший, Евгений, 1917 г.р., учился в музтехникуме, стал, как и отец, виолончелистом. Во время войны был мобилизован в армию, воевал, попал в плен. 15.03.1943 г. осужден военным трибуналом войсковой части, дальнейшая судьба неизвестна.

01.11.1937 г. Буянов был арестован органами НКВД как член повстанческо-контрреволюционной организации церковников. Приговорен к 10 годам ИТЛ, 14.01.38 г. отправлен в Норильлаг. До 1940 г. писал письма, потом молчание…

В симфоническом оркестре городского театра, руководимом А.Л. Марксоном, кроме Н.В. Буянова и Виктора Турского в феврале 1938 г. были арестованы и расстреляны еще 8 человек из оркестра во главе с его руководителем.

Кроме Турского, Словцова и Буянова по следственному делу проходили:

Белявский Петр Иванович, род. в 1879 г. в Красноярске. Отец занимался извозом.

Образование — 3 класса школы. До революции также занимался извозом. В 1924 г. работал чернорабочим 1-го кожзавода, затем стал владельцем частной горшечной мастерской. Был религиозным человеком, активным членом церковного совета.

Жена Александра Семеновна — домохозяйка, имела четверых детей.

Арестован 03.10.1937 г. как член контрреволюционной организации церковников с 1936 г. Якобы проводил тайные сборища организации, собирал подписи под ходатайством за открытие ранее закрытых церквей.

Расстрелян 26.11.1937 г.

Герасимович Павел Демьянович, род. в 1892 г. в Волынской губ., украинец.

Образование — 2-классное училище.
С 1915 г. еще на Украине работал наборщиком в типографии, принадлежавшей церкви. Был возведен в сан дьякона.

После перевода в Красноярск до 1920 г. служил в церкви дьяконом, с 1920 г. рукоположен в священники собора. После закрытия собора был священником кладбищенской церкви.

Жена Анна Иосифовна — домохозяйка, имела троих детей.

Арестован 02.11.1937 г. как член контрреволюционной организации церковников с 1935 г.

Расстрелян 26.11.1937 г.

Лизунов Павел Степанович, род. в 1873 г. в Оренбургской губ. в крестьянской семье.

Образование — 2-классное городское училище. До революции был священником, после революции священником-игумном.

Жил в Красноярске. Вдовец, имел двух взрослых сыновей. Трижды арестовывался ОГПУ, в 1933 г. за якобы контрреволюционную деятельность был осужден и приговорен к 5 годам ссылки по ст.58—2, 11 УК РСФСР.

Арестован 04.10.1937 г., на момент ареста нигде не работал.

Расстрелян 26.11.1937 г.

Пигулевский Георгий Яковлевич, род. в 1900 г. в г. Варшава в семье служащих.

Служить в церкви начал с 15 лет. Сначала был келейником, затем псаломщиком. С 1928 по 1935 годы служил дьяконом в Канской церкви. В 1935 г. в Канск приезжал епископ Турский. Он перевел Пигулевского в Красноярск, где тот служил сначала протодьяконом в соборе, затем дьяконом кладбищенской церкви.

Жил с женой Верой Илларионовной, детей не имел. Был очень больным человеком: страдал пороком сердца и слабоумием.

Арестован 03.10.1937 г. Жил в это время в сторожке кладбищенской церкви.

Расстрелян 26.11.1937 г.

Поротов Евгений Александрович, род. в 1887 г. в с. Рыбное Удерейского округа Енисейской губ. в семье священника.

Образование — 3 класса духовного училища.

До 1934 г. был священником.

Жил в Красноярске с женой Ксенией Васильевной. Имел детей — 3 дочерей и сына.

В 1930 г. осужден по ст.58—10 УК РСФСР на 5 лет ссылки в Ужурский район КК.

На момент ареста нигде не работал.

Арестован 03.10.1937 г. как член контрреволюционной организации церковников с 1934 г., занимавшийся организацией тайного монастыря, сбором подписей под ходатайством за открытие ранее закрытых церквей.

Расстрелян 26.11.1937 г.

Торопов Василий Михайлович, род. в 1874 г. в Казанской губ.

Образование — 5 групп сельской школы. Бывший священник с. Унер Саянского .

Жил в Красноярске с женой Александрой Николаевной, имел двух детей.

В 1926 г. арестовывался за контрреволюционную деятельность.

Арестован 03.10.1937 г., обвинен в организации тайного монастыря, вербовочной работе.

Расстрелян 26.11.1937 г.

Тороповский Сильвестр Тимофеевич, род. в Каменецк-Подольской губ. в 1896 г. в крестьянской семье.

Образование — 2-классное училище.

В 1915 г. был призван в армию, служил в Красноярске в 30-м Сибирском стрелковом полку, воевал на Германском фронте.

В 1919 г. работал на табачной фабрике, в 1920 г. был хормейстером в железнодорожном клубе им К. Либкнехта. Был также хормейстером вольно-пожарной дружины.

В 1922 г. стал регентом в Николаевской церкви, в 1923 г. — псаломщиком в ней же. В 1924 г. был рукоположен в священники, служил во Всехсвятской церкви.

В 1930 г. после закрытия церквей работу на духовном поприще прекратил. Работал в разных местах на счетной работе (устроиться священнику было трудно).

Перед арестом работал бухгалтером на телефонной станции.

Жена Александра Степановна работала в крайсобесе, в семье было двое детей.

Арестован 01.11.1937 г. Приговорен к 10 годам ИТЛ с правом переписки. Срок отбывал сначала на ст. Кандалеп на Дальнем Востоке, затем в Азербайджане и Чебоксарах. Из заключения писал жалобу Калинину на жестокое обращение следователя Карпенко во время допросов.

В 1944 г. был освобожден из заключения, но выехать не смог, т.к. не имел средств и был тяжело болен. На ст. Пермь его поместили в психиатрическую больницу, где в октябре 1944 г. он и скончался от истощения.

В 1938 г. семья получила бумагу о выселении из Красноярска в 10-дневный срок. Уехали в Абакан.

Сына Сергея из 10-го класса забрали на фронт, где он и погиб под Витебском.

Шангин Иван Ильич, род. в 1882 г. в с. Бражное Канского округа. Сын священ-
ника.

Окончил духовную семинарию в Красноярске. Служил в церкви с. Минино, потом в с. Частоостровское. Переехав в Красноярск, был псаломщиком в Воскресенском соборе, позднее в кладбищенской церкви. С 1925 г. работал на разных работах, в т.ч. ломовым извозчиком.

Жил с женой Еленой Александровной, имел 5 взрослых сыновей, работавших в разных местах.

Его семья была близкими друзьями И.И. Словцова, младший сын Глеб был крестным матери Словцова.

Перед арестом Иван Ильич работал в городском театре, пел в хоре, периодически пел и в церковном хоре.

Арестован 01.11.1937 г. как член контрреволюционной организации церковников, принимавший активное участие в ее работе, занимаясь вербовкой новых членов.

Приговорен к 10 годам ИТЛ с правом переписки. Наказание отбывал с августа 1940 г. в Усть-Вышлаге Коми ССР.

Жена умерла в 1944 г.

В заявлении сына Глеба в прокуратуру (старших братьев уже не было в живых) в
50-е годы говорилось (со слов матери), что отец какое-то время сидел в лагере в с. Минино и она ездила к нему на свидание. Якобы был освобожден в 1943—44 годах, но до дома не добрался, умер на станции.

Шангин Илья Ильич, род. в 1879 г. в с. Бражное Канского округа. Сын священника. Как и брат Иван, окончил духовную семинарию в Красноярске.

Был священником — благочинным в церкви с. Минино.

Жил один, был разведен, имел сына и двух дочерей.

Арестован 03.10.1937 г. как член контрреволюционной организации церковников с 1935 г., превративший Мининскую церковь в рассадник контрреволюции.

Расстрелян 26.11.1937 г.

Цветков Борис Григорьевич, род. в 1881 г. в Амурской области. Сын священника.

Окончил Иркутскую духовную семинарию.

С 1916 г. служил в церкви г. Сретинска.

Жил с женой Клавдией Яковлевной, имел взрослых сына и дочь.

В 1928 г. был осужден по ст.58—10 УК РСФСР к 3 годам ссылки в Красноярск.

На момент ареста нигде не работал.

Арестован 01.10.1937 г. как член контрреволюционной организации церковников с 1933 г., организовавший тайный монастырь из беглых монахов, отправлявший их по городам и селам края для контрреволюционной агитации.

Расстрелян 26.11.1937 г.

Жена умерла в 1938 г.

Юрчик Григорий Петрович, род. в 1900 г. в Минской губ. Отец — железнодорожник, рабочий. Мать была очень религиозной женщиной.

Образование — 3 группы начальной
школы.

В 1919 г. мобилизован в армию Колчака, 6 месяцев прослужил рассыльным. В 1920—22 годах служил в конвойной команде РККА в Красноярске. Позднее, под влиянием матери, начал службу в церкви.

В 1924 г. был направлен псаломщиком церкви в Новоселовский район.

В этом же году женился на Ильиной Зинаиде Петровне.

В 1930 г. семья переехала в д. Ольгино Уярского района, где Григорий Петрович был рукоположен в священники.

В этом же году он арестовывался за то, что не встал на военный учет, оштрафован. В 1933 г. его снова арестовали якобы за поджег колхозной кузницы. Был оправдан.

В 1933 г. переехал в Красноярск и по настоянию жены оставил службу в церкви. К этому времени в семье уже было двое детей: сын и дочь.

Работал в разных местах, в т.ч. рубщиком на лесозаводе № 2.

Перед арестом работал счетоводом-статистиком в «Роскожобувьсбыте» при фабрике «Спартак».

Арестован 02.11.1937 г. как участник контрреволюционной организации церковников, занимавшийся распространением провокационных слухов и сбором подписей под ходатайством за открытие ранее закрытых церквей.

Расстрелян 26.11.1937 г.

Уже после его ареста и расстрела у жены родилась двойня — сын и дочь.

Почти два месяца, проведенные всеми этими людьми в застенках НКВД, были фактически восхождением на Голгофу с трагическим финалом. Все они были уничтожены морально и физически, ни один не вернулся домой, даже те, кто был приговорен к 10 годам ИТЛ.

Когда в 50-е годы началась реабилитация репрессированных, «было установлено», что следствие по делу священнослужителей велось недозволенными методами (признательные показания добывались любыми, самыми жестокими способами) и, в связи с отсутствием состава преступления, все 14 человек были реабилитированы. Но родные и так знали, что их близкие ни в каких контрреволюционных организациях не состояли, и вся вина их заключалась в том, что, будучи людьми истинно верующими, они глубоко переживали надругательство над верой, закрытие и разрушение храмов, жалели монахов и монашек, оставшихся без крова и средств к существованию.

Конечно, эта группа была не единственной. По сведениям, собранным «Мемориалом» (и, возможно, далеко не полным), в Красноярском крае были репрессированы сотни православных священнослужителей (в том числе и представителей обновленческой церкви).

Особенно сокрушительными были репрессии начала 20-х и первой половины 30-х годов. В начале 20-х были закрыты все монастыри и большинство церквей в городах и селах края. Велась активная антирелигиозная пропаганда.

Верующие боялись открыто держать дома иконы, детей крестили тайком. Дошло до такого абсурда, что было запрещено ставить елки. Они считались религиозным пережитком прошлого, хотя корни этой традиции — языческие.

В 30-е годы разгром церквей завершился тем, что многие храмы вообще были разрушены, оставшиеся превращены в гаражи, конюшни, амбары, склады, даже в клубы. Действующих храмов в крае почти не осталось.

Наиболее заметными эти разрушения были в городах края. Например, в старинном сибирском городе Енисейске, городе с давними религиозными традициями, где было 2 монастыря, скит, собор и несколько церквей, к концу тридцатых годов не осталось ни одного действующего храма, ни одного священника. По воспоминаниям очевидцев, часть монахов Свято-Спасского мужского монастыря расстреляли, часть утопили в Монастырском озере, недалеко от Енисейска (по сведениям, собранным о. Геннадием Фастом).

Православная церковь пострадала в годы репрессий в большей степени, т.к. основную массу прихожан составляли православные — русские, украинцы и белорусы, но кроме православных в крае проживали верующие и других конфессий.

Католический приход был основан в первой половине 19-го века. Большинство католиков были поляками. Они попали в Енисейскую губернию в разное время. Одни приехали, когда началось освоение незанятых сибирских земель, часть была сослана из Польши царским правительством после подавления мятежей и т.д.

С 1911 г. начались богослужения — мессы в римско-католическом костеле, построенном в Красноярске по проекту архитектора В.А. Соколовского (ул. Декабристов, 20). Сбор средств на строительство костела проходил во многих западных районах страны и по всей Енисейской губернии. Рядом с костелом был построен 2-этажный дом, на втором этаже которого жил ксендз, а первый использовался как гостиница для прихожан из деревень. По данным 1911 г., в Красноярском католическом приходе было 2,5 тыс. прихожан.

Притеснения католиков, как и верующих других конфессий, начались в 20-е годы.
В 1923 г. власти города потребовали выдать списки католиков-прихожан, проживающих в городе (к этому времени их осталось 350 человек). Эти списки потом долго хранились в архивах ОГПУ-НКВД (и наверняка использовались в годы репрессий).

В 1936 г. вышло постановление крайисполкома о закрытии костела. В его помещении разместился на долгие годы радиокомитет, позднее — кинокомплекс, а в доме, где раньше жил ксендз,— музыкальная школа.

В 80-е годы в костеле был установлен орган, и он превратился в Органный зал. В 1991 г., когда началось возрождение католического прихода, католики обратились к властям с просьбой вернуть им костел. Но т.к. на приобретение, установку органа и реставрацию костела было истрачено немало средств и к тому же горожане охотно посещают концерты органной музыки, было принято компромиссное решение: Органный зал сохранить, а верующим католикам разрешить в определенные дни и часы проводить там богослужения.

Пока нам известны сведения лишь об одном из католических священников, репрессированном в 30-е годы.

Церпенто Иероним Иеронимович, род. в 1888 г. в Виленской губ. Окончил Житомирскую семинарию и Духовную академию в Петербурге, курсы фармацевтов. Посвящен в римско-католические священники в 1914 г. С 1915 г. настоятель храма в с. Шаципки (филиал прихода в Бобруйске). В 1917 г. митрополитом Эдуардом Роппом направлен на служение в Сибирь. Сначала был настоятелем прихода в Томске, с 1922 г. в с. Барабинское.

При Колчаке был связан с польской дипслужбой и местным национальным польским комитетом, активно участвовал в формировании польских легионеров, боровшихся с местными красными партизанами. В это время жил в с. Барановка Ачинского округа Енисейской губ. С 1919 г. служил в местном костеле, позже стал настоятелем костела в Красноярске, затем в Томске.

Арестован ОГПУ в декабре 1929 г. в Томске, в 1930 г. осужден на 6 месяцев тюрьмы.

Был неофициальным папским администратором по Красноярскому, Западно-Сибирскому и Восточно-Сибирскому краям. Функции папского администратора перешли к нему в 1931 году после ареста в Томске ксендза Гронского И.К., который был официальным представителем Ватикана в Сибири.

Арестован 02.06.1935 г. в Красноярске.

31.09.1936 г. этапным порядком под усиленным конвоем переведен в Новосибирск. 19—24.06.36 г. ВТ СибВО в Красноярске осужден на 10 лет ИТЛ. Находясь в лагере, проходил по делу «Сибирского центра ПОВ», 04.01.1938 г. Комиссией НКВД и Прокурором СССР приговорен к расстрелу. 18.01.1938 г. расстрелян в Красноярске.

Известно нам и об одном представителе протестантизма: ЛОККЕНБЕРГ, немецкий пастор, погиб в Красноярской тюрьме от пыток в 1931 г.

Сведений о том, пострадала ли в годы репрессий еврейская община (иудаисты), основанная в Красноярске в 19-м веке, найти не удалось.

В 1922 г. вышел указ правительства о реквизиции всех ценностей у населения и в храмах. Акция проходила под девизом: «В помощь голодающим». Из всех храмов края, в т.ч. и из синагоги, были изъяты все ценные, в основном серебряные, предметы культа.

Большая часть еврейских домовладений до революции находились на ул. Урицкого (ул. Песчаная), на этой же улице был построен и их молитвенный дом — синагога (ул. Урицкого, 31). Последним раввином с 1889 г. и до закрытия синагоги был Капель Исаак Шмеркович. В 30-е годы (более точных сведений нет) службы в синагоге прекратились. В ее здании сначала разместилось лечебное учреждение, затем коммунальные квартиры. В 70-е годы, когда в этом районе началось новое строительство, синагога была снесена.

В 1991 г. еврейская община Красноярска частично восстановила свою деятельность. С 1997 г. синагога размещается в специально реконструированном для этого здании на ул. Сурикова, 65.

Издавна поселились в крае и г. Красноярске последователи одной из древнейших религий — ислама (мусульмане). В основном это были татары, жившие до революции в районе Качи, на ул. Татарская (ныне ул. Коммунистическая). В первом доме от моста через Качу по четной стороне была в 1908 г. построена мечеть.

Сведений о том, насколько пострадала мусульманская община в годы репрессий и когда закрылась мечеть, найти не удалось. Только о двух репрессированных служителях ислама у нас имеются краткие сведения.

БАЙМАТОВ Абабакир, род. в 1908 г., спецпоселенец, мулла, работал разнорабочим в с. Ирша Рыбинского р-на, на Бородинском разрезе треста «Красшахтстрой». 08.04.1950 г. арестован. 07.04.1951 г. ОСО МГБ СССР осужден на 10 лет ИТЛ.

ОСИН Хасян, татарин, мулла, арестован в 1938 г. в Красноярском крае как член повстанческой кр. группы.

В Красноярском крае в настоящее время по различным оценкам проживает около 120 тыс. жителей разных национальностей, исповедующих ислам. На пересечении
ул. Краснодарской и пр. Металлургов в 2002 г. построена новая мечеть.

В Эвенкии и Хакасии самой распространенной была одна из ранних форм религии — шаманство. Шаманы пользовались большим авторитетом у верующих и были людьми весьма состоятельными. К ним обращались по разным поводам, но главным образом, когда требовалось лечение.

В первые годы Советской власти шаманов начали преследовать, обвиняя их в шарлатанстве, одурачивании народа и т.д.

Мы располагаем данными о двенадцати репрессированных шаманах. Все они впоследствии были реабилитированы.

ДОРОФЕЕВ Сергей Николаевич, род. в 1905 г., эвенк, уроженец и житель станка Полигус Туруханского края. Шаман. Занимался охотой, оленеводством в своем хозяйстве. 18.09.1938 г. арестован. Приговорен 17.01.1939 г. ВТ №321 к расстрелу, замененному на 10 лет ИТЛ.

 ИРИДЕКОВ Албанче-Егор Владимирович, род в 1877 г., хакас, уроженец и житель улуса Кындырла Аскызской вол. Минусинского окр. Енисейской губ. Шаман. Тройкой УНКВД КК 29.12.1937 г. приговорен к расстрелу.

КАПОГИРЬ Василий Сергеевич, род. в 1914 г., эвенк, уроженец и житель улуса Кузьмово Туруханского края. Шаман, неграмотный. Занимался охотой, оленеводством в личном хозяйстве. 01.09.1938 г., 12—13.01.1939 г. ВТ СибВО осужден на 5 лет ИТЛ и 3 года поражения в политических правах.

 МИРОШКО Семен Семенович, род. в 1868 г., эвенк, уроженец Туруханского края. Дважды судим за шаманство, приговаривался к принудработам в 1932 г. Охотник-оленевод на фактории Виви Эвенкийского НО ЗСК. 12.08.1938 г. арестован и отправлен в Красноярскую тюрьму. 29.01.1940 г. ВТ оправдан за недоказанностью обвинения, из-под стражи освобожден.

 ПОЛИГУС Петр Иванович, род. в 1880 г., эвенк, уроженец Туруханского края, шаман с 1900 г., охотник и оленевод. Неграмотный. Проживал на территории Кузьмовского сельсовета Эвенкийского НО. Арестован в 1938 г.

ТАСАЧИ Александр Гаврилович, род. в 1913 г., эвенк, уроженец и житель станка Полигус Туруханского края. Сын шамана. Занимался охотой и оленеводством в своем хозяйстве. 06.09.1938 г. арестован.18.01.1939 г. ВТ №321 приговорен к расстрелу. 08.05.1939 г. Президиумом ВС СССР заменен на 10 лет ИТЛ.

ТОКОЯКОВ Андрей Владимирович, род. в 1904 г., хакас, уроженец улуса Печень Туруханского края, шаман. 10.05.1938 г. арестован в д. Бутрахты Таштыпского р-на Хакасского АО. 15.06.1938 г. тройкой УНКВД КК приговорен к расстрелу за КРО и АСА. Расстрелян.

ТОПОЕВ Алексей Иванович, род. в 1879 г., хакас, уроженец и житель улуса Усть-Таштып Аскызской вол. Минусинского окр. Енисейской губ. Шаман. С 04.11.1937г. в Минусинской тюрьме. 04.12.1937 г. тройкой УНКВД КК приговорен к расстрелу за АСА. Расстрелян в Минусинске 16.12.1937 г.

ЧЕБОЧАКОВ Полит Прокопьевич, род. в 1889 г., хакас, уроженец и житель д. Бутрахты Аскызской вол. Минусинского окр. Енисейской губ. Шаман. В 1932 г. за кр. деятельность осужден на 10 лет ИТЛ. В 1934 г. убежал из ссылки. Без определенных занятий. С 03.12.1937 г. в Минусинской тюрьме. 09.12.1937 г. тройкой УНКВД КК приговорен к расстрелу, расстрелян 16.12.1937 г. в Минусинске.

ЧЕРТЫКОВ Клан (Константин) Ильич, род. в 1879 г., хакас, уроженец и житель улуса База Аскызской вол. Минусинского окр. Енисейской губ. Шаман. 13.03.1937 г. арестован. 14.09.1937 г. тройкой УНКВД КК приговорен к расстрелу за АСА.

ЧЕРТЫКОВ Николай Викторович, род. в 1901 г., хакас, уроженец и житель улуса База Аскызской вол. Минусинского окр. Енисейской губ. Шаман. Раскулачен в 1931 г., выслан в Новопокровскую комендатуру, в 1932 из ссылки бежал. Проживал на территории Бельтырского сельсовета Аскизского р-на Хакасского АО. С 17.08.1937 г. в Минусинской тюрьме. 26.10.1937 г. тройкой УНКВД КК приговорен к расстрелу. Расстрелян 30.10.1937 г. в Минусинске.

ШАРАГА Андрей Александрович, род. в 1911 г., эвенк, уроженец и житель станка Кузьмовки Туруханского края. Неграмотный. Шаман с 1935 г. Охота, оленеводство, личное хозяйство. 01.09.1938 г. арестован. 12.01.1939 г. ВТ СибВО осужден на 6 лет ИТЛ и 5 лет поражения в политических правах.

Атеисты-большевики, расправляясь с религией, стояли на сугубо материалистических позициях: Бога нет, бояться нечего, все дозволено. Религия — это опиум для народа.

Удобная позиция. Видимо, поэтому многие не очень религиозные люди попали в эту ловушку. Иначе чем объяснить, что верующий народ так легко позволил надругаться над верой, религиозными обрядами, позволил разрушать храмы, расправляться со священниками. И не только позволил, но и сам принимал участие в этом шабаше.

Взамен веры в Бога большевистские идеологи обещали в скором времени светлое будущее, коммунизм во всем мире, всеобщее благоденствие. Место Бога занял властолюбивый, коварный, жестокий тиран, сумевший за короткое время с помощью репрессий, страха, лести соратников и оглушающих восхвалений в СМИ добиться полного единовластия и управлять страной в течение 30 лет. Народ в массе своей был доверчив, незлопамятен, внушаем, забыв все обиды, он, в конце концов, поверил, что Сталин как истинный «отец народов» денно и нощно печется о его благе.

Нравственность в те времена считалась пережитком прошлого, недостойным внимания строителей социализма. В таких условиях выросло и сформировалось несколько поколений.

Теперь никто не несет ответственности за формирование нравственных ориентиров и ценностей. Раньше этим занималась церковь.

Но все-таки надежда умирает последней… И когда видишь в храмах кроме стариков, юношей и девушек, пришедших туда в надежде найти в жизни какую-то твердую нравственную опору, жаждущих поверить, что они не одиноки в этом мире, что их поймет и утешит милосердный Бог, становится тепло на душе. А вдруг не все еще потеряно?

Марина Волкова.
Красноярское общество «Мемориал»


Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края. Том 1 (А-Б)