Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

СТРОЙКА № 503 (1947-1953 гг.) Документы. Материалы. Исследования. Выпуск 2


Рассказ очевидца

ЧУМИЧЕВ Борис Дмитриевич

После посещения вашего «Музея вечной мерзлоты» захотелось поделиться с вами фотографиями, сделанными мной на Мертвой дороге в июне-июле 1969 года. Пленку мне, к сожалению, найти не удалось. Качество, конечно, так себе: любительская съёмка 35-летней давности... На одном из фото – караульное помещение и ворота в одном из лагерей, вдали - караульная вышка.

В ту пору я был младшим научным сотрудником НИИОСП (научно-исследовательский институт оснований и подземных сооружений).

А получилось всё так. В Салехарде тогда базировалась экспедиция ПНИИИС (производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве), которая должна была перебраться в Надым для выполнения мерзлотно-инженерно-геологической съёмки головного участка будущего газопровода Надым-Пунга. С выброской в поле возникли трудности, кажется, связанные с отсутствием вертолетов, и мы просто изнывали от ожидания. И тут появился некий человек и назвался представителем Министерства Путей Сообщения, которому поручено выяснить состояние Мертвой Дороги и дать заключение о целесообразности её реанимации. Ни по возрасту, ни по квалификации своей он для этой задачи категорически не годился, но апломба у него было на троих… И тогда наши «зубры» решили совместить приятное с полезным: провезти Мишу Рукавишникова (так звали клерка из МПС) по Мертвой Дороге, да и самим развеяться. Уже не помню, то ли дрезины были в распоряжении экспедиции, то ли их взяли взаймы у телефонистов, обслуживавших линию Норильск – Центр, но по этому поводу проблем не было. Отправились мы на двух мотодрезинах, причем к одной из них была ещё прицеплена тележка с барахлом и продуктами.

Вместе со мной в группе были: Духин Исидор Евсеевич – с.н.с. ПНИИИС, научный руководитель экспедиции, Семенов Лев Павлинович - с.н.с. ПНИИИС, Фельдман Григорий Матусович - с.н.с. ПНИИИС, Фельдман Александр Матусович – студент, коллектор (была в «полях» такая должность), Рукавишников Михаил – инженер МПС, Кирьяшкин Владимир – лаборант НИИОСП.

Мы проехали по Мертвой дороге, по моей памяти, километров 200–250. Большую часть пути – по долине реки Полуй, да и закончили мы путь «туда» в поселке под названием Полуй. Поселок, конечно, был тоже мертвый, но там еще стояли жилые дома (несколько десятков) и здание железнодорожного депо, в котором ржавел паровоз. Лагеря разной степени сохранности на всем пути стояли с интервалом примерно в 5 километров. В каком из них, да и в одном ли, были сделаны фотографии – точно не помню, тем более, что вывесок с номерами лагерей, сами понимаете, не было…

Буду очень рад, если мои фотографии пригодятся.

Мне очень понравился ваш музей и все его сотрудники!

2004 г.


В начало Пред.страница След.страница