Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

В.К.Гавриленко. Казнь прокурора. Документальное повествование


Родословная большевиков

И в наше время нередко поднимают свои голоса сторонники политики Сталина. Это плоды десятилетий диктатуры – ослепление, невежество. Ведь истребление собственного народа – это величайшее преступление. С точки зрения марксизма уничтожение целых классов в обществе – необходимо. С этих позиций объяснима политики партии в деревне, приведшая к полному уничтожению кулачества. А как объяснить, что в 1936-1939 годах были уничтожены самые опытные, закаленные и преданные революции работники партийных, советских и хозяйственных органов и Красной Армии, полностью разгромлены крупнейшие партийные организации Сибири, Украины, Ленинграда, Москвы, Урала, Дальнего Востока, Башкирии, да и практически всех краев и областей России и союзных республик? Красноярский край и входящая в него Хакасия не были исключением. В крае были арестованы и осуждены несколько сотен руководителей краевого, городских и районных комитетов ВКП(б), исполкомов, комсомола, профсоюза, хозяйственных органов. В качестве главарей по делу «правых» шли секретари крайкома Павел Дмитриевич Акулинушкин и Семен Кириллович Голюдов и председатель крайисполкома Иосиф Иванович Рещиков, а вместе с ними десятки первых секретарей райкомов и горкомов партии. Красноярский край существовал всего два года. Его партийные органы, Советы, профсоюзы, комсомол были укомплектованы в основном молодыми (до сорока лет) работниками, собранными со всей Сибири и многих областей РСФСР. Они за короткий срок едва успели познакомиться с друг с другом, тем не менее все они были обвинены и осуждены как участники правого центра, готовившего вооруженное восстание с целью свержения государственного строя и реставрации капитализма.

Поводом к широкомасштабному уничтожению краевых партийных и советских кадров стала оперативная информация, поступившая в НКВД к Ежову, а, следовательно, и к Сталину, о том, что, возвращаясь из поездки на Дальний Восток в августе 1936 года, бывший Председатель СНК Алексей Иванович Рыков останавливался в Красноярске. Акулинушкин в это время находился на Севере края, и высокого гостя встретили Рещиков и Голюдов. Позднее в материалах следствия по делу Акулинушкина и Рещикова будет записано, что Рыков во время встречи давал установки правого центра сохранить старые партийные кадры и одновременно расширить вредительскую деятельность. Таким образом, над краем был занесен кровавый топор. Хакасия же была составной частью края. Репрессии в ней шли по краевому сценарию, привносился лишь «национальный колорит»: кроме центра «правых» предполагалось наличие еще и националистического центра.

Партийные и советские кадры Хакасии были относительно молодыми по возрасту. Средний возраст 11 членов партбюро, репрессированных в 1937-1938 годах, составлял 37 лет, а их партстаж — около 17. Средний возраст 11 арестованных секретарей горкомов и райкомов партии составлял 35 лет, а партстаж – 17. Средний возраст 7 членов облисполкома, подвергнутых репрессиям, также 35 лет, партстаж – 14.

Это дает возможность составить портрет среднего руководителя тех лет. Это крепкий и физически здоровый человек, родившийся на грани XIX-XX веков, родители которого были либо рабочими, либо бедными крестьянами Он имеет чаще всего начальное образование. Участник Гражданской войны, закаленный в битвах с многочисленными врагами. После Гражданской войны работал на комсомольской, а затем на партийной работе, прошел все чистки и обмены партийных документов, рьяно боролся с оппозицией, поскольку, вступив в партию в годы гражданской войны или после ее окончания (до смерти Ленина), уверенно прошагал по жизни и готов был еще не одно десятилетие биться со всеми врагами социализма. Его учителями и наставниками были большевики первого поколения ленинской гвардии. Для такого руководителя Сталин был одним из многих, но не самым авторитетным вождем. Это как раз и не устраивало Сталина.

Когда на XVII съезде ВКП(б), названном съездом «победителей», в 1934 году на выборах руководящих органов партии Сталин получил обидно много «черных шаров», он понял, что никакой тщательный предварительный отбор делегатов съезда не помешает им иметь свое, отличное от Сталина, мнение, несмотря на дифирамбы и восхваления в официальных заявлениях. Он видел, что многие в партии остались на стороне Бухарина, Каменева, Зиновьева, разделяли их взгляды. Таким образом, оппозиция была глубже и мощнее, чем это выглядело в документах партии.

После съезда Сталин, как опытный аппаратчик, сделал вывод о необходимости полной замены партийных и советских кадров на местах, с тем чтобы поставить на руководящие должности людей (из числа третьего поколения большевиков), лично преданных ему, верящих каждому его слову, сделавших при нем карьеру, а потому готовых ради него на все. В результате были физически уничтожены три четверти делегатов съезда. Начались судебные процессы над «врагами» партии и народа — Зиновьевым, Каменевым, Рыковым, Бухариным и сотнями большевиков, верой и правдой служивших Ленину, сделавших революцию фактом истории и отстоявших ее в борьбе с собственным народом. Кроме всего прочего, процессы должны были снять ореол героики с так называемой «ленинской гвардии». Нужно было также свергнуть власть большевиков второго поколения на местах и в Центре, заменить их верными и преданными себе людьми. По той же причине были физически уничтожены 90 процентов советских военачальников. Сталин устранял возможность потери власти в результате непредвиденных обстоятельств. Уберечь его от поражения могла только совершенная система политического сыска, полновластие карательных органов, наделенных правом пыток, а главное, тотальное насаждение страха у партийцев, беспартийных, руководителей и подчиненных, солдат и маршалов, членов правительства и Политбюро перед ним, Сталиным. Страх террора шагал по Стране Советов в ногу с верой в непогрешимость вождя, его святость. Эта вера жива до наших дней, поскольку живы еще те, кто пришел под знамена партии в те кровавые времена.

 
Группа партийных, советских и хозяйственных работников области (г.Абакан, 1935 год).
Интутов И.К. – председатель Хакасского облисполкома (1933-1935 гг.) – второй в 1-ом ряду
Сизых С.Е. – секретарь Хакасского обкома ВКП(б) – третий в 1-ом ряду


Оглавление Предыдущая Следующая