Владимир Пентюхов. Раб красного погона


Об авторе и его повести

Владимир Фролович Пентюхов родился 31 июля 1927 г. в дер. Средняя Муя Усть-Удинского района Иркутской области. Русский, участник Великой Отечественной войны. Член Союза журналистов России с 1959 года, краевед. Образование высшее. В Красноярске живет с 1949 года. Стихи, очерки, рассказы публиковались во многих коллективных сборниках, а также в четырех «Книгах Памяти». Издал книги: «Как поймать на уху», «Легенда о Красном Яре», «Енисейские сказы», «Енисейские сказы, легенды, стихи», является автором-составителем сборника «Песни узников». В октябре 2000 года принят в члены Союза писателей.

В повести «Раб красного погона» Владимир Фролович рассказывает о судьбе своего поколения в 30-40-е годы, на долю которого выпало слишком много трагических событий. Это были трудные годы: люди жили и работали с предельным напряжением, внутриполитический курс стал невыразимо жестоким, а начавшаяся война несла народу смерть и страдания.

Между автором и тем миром, о котором он повествует, явно прослеживается глубокая, органическая связь, дающая возможность понять автобиографическую основу повести. В центре внимания автора — жизнь и становление характера его самого — молодого человека из глухой сибирской деревеньки.

Подростком потерял Владимир отца: умер в местной больнице от ран, полученных на войне. Отсутствие самых необходимых лекарств, полуголодное существование ускорили печальный исход солдата, отправленного из военного госпиталя долечиваться в тыл. Старший брат Шура воюет на фронте. Остался подросток с тяжело больной матерью, страдающей психическим расстройством, и маленьким братом. На него, ещё не поднявшегося на ноги, легла забота о близких. В чужой деревне, где жители не приняли семью Пентюховых, начинает самостоятельные шаги четырнадцатилетний подросток.

Развитие духовного сознания Владимира происходит в тяжёлом единоборстве не только с жестокой действительностью, суровой сибирской природой, но и с косностью, равнодушием людей, его окружающих, злобным неприятием и гонением всей их семьи. И жители деревни Абалак, и председатель колхоза Фёдор Кирьянович делали всё возможное и невозможное, чтобы изжить чужую семью из деревни. Но тем идти было некуда, везде были бы они чужими. Отсюда многие беды, которых можно было бы избежать, не будь люди так жестоки. Произвол деревенской тьмы настолько велик, что порой кажется, он непоколебим, вечен.

Трагическими тонами окрашены противоречия сельской действительности. Движение самого времени, переданного автором в живых образах и ярких характеристиках, определяется всем распорядком крестьянской жизни и покоряет достоверностью описания. Незабываемы эпизоды работы Владимира на лесозаготовках, куда отправил подростка председатель за «ненадобностью» в колхозе и где он едва не погиб, спасая от смерти такого же, как он сам, раздавленного брёвнами бедолагу-мальчишку.

Кажется, сама земля-матушка даёт подростку душевную и физическую силу выжить в сложнейших, порой невыносимых условиях, заслоняет его от смерти, бережёт, но самое страшное в том, что условия эти создают люди, не имеющие и капли сострадания. Владимир выходит живым из тяжелейших ситуаций: встреча со стаей голодных волков с матёрой одноухой волчицей впереди; побег с черемховских шахт поздней осенью сорок третьего года через глухую тайгу и ангарские гребни, чтобы оказать помощь тяжело больной матери и умирающему от ран старшему брату, которого он уже не застаёт живым; вынужденное спасение бегством из деревни на заимку и существование в течение зимы без какой-либо помощи со стороны людей. Хорошую школу мужества прошёл Владимир за два года. Сама жизнь формирует в подростке стойкость, выносливость, желание выжить не только самому, но и спасти близких. Борьба за выживание развили в нём прекраснейшую черту — сострадание. Волевой характер помогает ему выстоять и развивает чувство человеческого достоинства. Чувство справедливости, поиски жизненной правды рождают в нем желание по-своему осмыслить происходящие события. Добрый, общительный, он вызывает у читателя симпатию. Он обаятелен своей простотой, жизнеутверждающей силой духа, честностью, целеустремлённостью поисков своего места на земле.

Во второй части повести Владимир Пентюхов — солдат срочной службы, человек подневольный, обязанный выполнять что прикажут. Служба в частях МВД заставляет его охранять сначала военнопленных японцев, затем работать с заключёнными на сталинских стройках № 501 и 503.

Драматическое развитие жизненного пути героя раскрывает сложный процесс его душевных возможностей, приобщает к познанию истории своей страны, обогащает духовное содержание как личности, даёт возможность наиболее полно выявить индивидуальные способности.

Как натура цельная, он остро чувствует противоречия между грубой действительностью лагерной жизни и стремлением к одухотворённости, возвышенным идеалам людей, насильственно помещённых за колючую проволоку. Повезло ему встретиться с такими людьми, и взял он от них многое. Отбывали наказание непонятно за что известные всей стране учёные, артисты, государственные деятели, военачальники. Несмотря на молодость и малограмотность, Владимир понимает, что подобное не может быть исторической закономерностью, что это не более чем явление человеческой несправедливости и жестокости. Каждый день видит он нравственные и физические страдания людей, отчаяние, доведённое до предела. «Все ли виновны?» — задаёт он себе вопрос, пытаясь разобраться в сложной лагерной жизни. И отвечает: «Нет!» Он не приемлет безоговорочно рассуждения других охранников: «Попал в лагерь — значит, виновен!» Его не покидает вера в торжество справедливости, которая, считает он, непременно наступит. И верный избранному пути молодой солдат порой осмысленно, а порой неосознанно идёт к намеченной цели: стать Человеком, выбраться из тёмных глубин инстинктов. Он убеждён, что преобразование окружающей его жизни можно решить путём внутреннего самоочищения, путём познаний духовного богатства, накопленного человечеством. Потому-то всё свободное время отдаёт он самообразованию, обращаясь за помощью к людям, которых глубоко уважает.

Теперь есть с ним рядом хорошие люди: лейтенант Жданов, заключённые артисты Б.Ф.Волховской, Л.Л.Оболенский, Ю.А.Аскаров. Директор театра А.А.Алексеев был из вольных. Они сыграли немаловажную роль в формировании мировоззрения своего подопечного.

Воссоздание правдивой картины времён 30-40-х годов, освещение её исторических позиций является важнейшей стороной повести В.Ф.Пентюхова «Раб красного погона». Пафос повести — в здоровой земной привязанности к людям, сибирской природе, исторической правде. Произведение наполнено жизнелюбием, доброжелательностью к человеку, для чего автор использует интересные языковые обороты, оснащённые незабываемыми сюжетными подробностями. Сочетание лирики и сатиры, философских раздумий и конкретно-бытовых деталей делает повесть более динамичной, увлекательной. Естественно и просто вводятся слова, взятые из самой изображаемой среды. Своеобразный говор сибирской деревни в устах героев повести легко вписывается в динамику сюжета. Естественно, это накладывает отпечаток на весь повествовательный текст. При всём трагизме событий повесть не воспринимается мрачно. Автору чужды пессимизм, отрицание жизни. Повесть наполнена светлым предчувствием добра и правды.

Немаловажное значение имеет повесть и с точки зрения краеведческого исследования, так как написана она на основе конкретных событий и условий жизни Красноярского края. Об истории страны, тем более истории края необходимо постоянно рассказывать широкой аудитории читателей: и тем, кто пережил то время, и тем, кто знает его понаслышке, и особенно тем, кто не имеет о тех событиях ни малейшего представления.

Галина Черных,
председатель Красноярского краевого совета
научно-патриотического общества «Краевед»,
литератор

Предыдущая Оглавление Следующая


На главную страницу