РЕКВИЕМ ПО ДУХОВНОМУ ГЕНОФОНДУ

col_pic.gif (2017 bytes)

 МУЗЫКАНТЫ

Как мы уже писали в первом разделе, в 30-е годы в Красноярске было немало музыкально одаренных людей, которые работали в профессиональных коллективах или выступали в художественной самодеятельности. Черная коса репрессий снесла головы наиболее талантливым и в этой, казалось бы, совсем безобидной среде.

Много лет в городе жил и работал человек большой музыкальной культуры и эрудиции, Самуил Федорович Абоянцев. Родился он в 1889 г. Экстерном закончил гимназию. Учился в Томском музыкальном техникуме. Природная одаренность и трудолюбие позволили ему в короткое время стать известным в городе музыкантом. Он был преподавателем Народной консерватории, организованной в 1920 г., позднее ставшей музыкальным техникумом, короткое время был его директором, а потом тяжело заболел туберкулезом тазобедренного сустава, в результате чего одна нога у него стала полностью неподвижной. Самуил Федорович был известен в городе как прекрасный хормейстер. В те годы вообще увлекались хоровым пением. Хоры возникали на предприятиях, в учреждениях, в вузах. Абоянцев в 20-е годы был хормейстером губернского показательного хора, не только выступавшего с концертами, но и обслуживавшего драматические спектакли в городском театре. Позднее он был хормейстером периодически возникающих оперных групп, руководителем художественной самодеятельности пединститута, работал руководителем хора в радиокомитете. Был одним из организаторов филармонического общества. По воспоминаниям старожилов, он был какое-то время регентом церковного хора в снесенном впоследствии соборе на центральной площади. Перед арестом работал дирижером хора управления по делам искусств при Красноярском крайисполкоме. Арестован 2 июля 1937 г. по делу "краевого бюро," 23 августа расстрелян.

10-15 февраля 1938 г. в городском драматическом театре им.Пушкина были арестованы 9 музыкантов оркестра во главе с дирижером, А.Л.Марксоном. Музыканты обвинялись в том, что были активными участниками контрреволюционной белогвардейско-повстанческой организации, ставящей целью свержение Советской власти: собирались в репетиционной комнате театра и всячески клеветали на советскую власть. Нашлось достаточно "свидетелей" из родного оркестра, постаравшихся оклеветать арестованных. Что ими руководило - страх, зависть или врожденная подлость - этого мы уже не узнаем. 26 февраля в 23 часа все девять музыкантов были расстреляны.

Марксон А.Л. 18.01.1909, студент СПб консерваторииАбрам Леонтьевич Марксон окончил Томский музыкальный техникум, затем 2 курса Петербургской консерватории по классу скрипки. Был одним из первых педагогов Народной консерватории, позднее работал в музыкальном техникуме. Сам прекрасный скрипач, он много сил отдавал обучению молодых музыкантов. Был дирижером вновь созданного после революции симфонического оркестра, одним из организаторов филармонического общества. Ни одно музыкальное событие в городе не обходилось без его участия.

Kotkin_K_B_2.jpg (12113 bytes)Константин Борисович Коткин в оркестре театра был тромбонистом. Его семью после ареста выбросили из квартиры. В феврале по почте вдруг пришла записка: "Принесите поесть". Но в тюрьме передачу не приняли. Очевидно, Константина Борисовича уже не было в живых.

Lazovsky_AIA.jpg (11684 bytes)Александр Яковлевич Лазовский имел домашнее музыкальное образование, в оркестре играл на флейте.

Александр Авдеевич Макаров до революции 25 лет служил в лейбгвардейском полку. В оркестре играл на баритоне. Во время допроса пытался выброситься из окна.

Яков Самойлович Шохерман в 1930 г. был сослан на Север. Позднее поселился в Красноярске, в оркестре играл на скрипке.

Михаил Алексеевич Авраменко окончил духовную академию, одно время преподавал в духовной семинарии. В оркестре играл на виолончели и контрабасе.

Рувим Семенович Синец в оркестре играл на валторне.

Яков Денисович Хаврай в 1930 г. сослан на Север, позднее переехал в Красноярск.

Анатолий Владмимирович Арапов учился в Народной консерватории. В оркестре играл на скрипке.

Групповой арест. Групповой расстрел. Страшное время.

Лисовский М.В.О Михаиле Васильевиче Лисовском мы знаем довольно много. Закончил в Красноярске курсы судоводителей, с 1922 по 1933 г. плавал по Енисею на пароходах "Спартак", "Сталин", "Ян Рудзутак" и других, сначала практикантом, затем вторым и первым помощником капитана, а в последний год - капитаном. Будучи большим любителем природы, все свободное время зимой и летом проводил на "Столбах". В 1935 г. вместе с друзьями по пароходству А.В.Телегиным и Lisovsky_Hruschov.jpg (16047 bytes)С.А.Хрущевым построил в логу между Калтатом и Моховой избушку, которая пользовалась среди столбистов большой популярностью. Михаил Васильевич занимался спортом: волейболом, футболом, прекрасно ходил на лыжах. Но самым большим его увлечением был театр. Закончив студию при городском драматическом театре, он руководил драматическим коллективом водников при клубе "Красный бурлак", потом стал режиссером в Доме Учителя. По воспоминаниям старожилов, Михаил Васильевич был жизнерадостным, энергичным, талантливым человеком, писал прекрасные стихи, сам играл в спектаклях. Сохранилась программа поставленного им в городском драмтеатре сказочного, с прекрасными декорациями, спектакля "Столбы", сценарий которого написал Константин Боровский.

16 октября 1937 г. Михаил Васильевич был арестован и 13 ноября того же года - расстрелян. Обвиняли его в идеологическом разложении советских граждан постановкой антисоветских пьес. Хотя Лисовский не ставил крамольных пьес, он был заподозрен в том, что ХОТЕЛ их поставить, за что и получил пулю в затылок. Его избушка по приказу директора заповедника была разобрана, перевезена в другое место и перестроена на баню. Хрущев с Телегиным тоже были арестованы.

troshin.jpg (9515 bytes)Георгий Ильич Трошин закончил городское и землемерное училища. Имея незаурядные музыкальные способности, самостоятельно освоил музыкальную грамоту и начал играть на струнных инструментах (в основном на балалайке). В училищах были неплохие оркестры народных инструментов. В дальнейшем в его жизни переплетаются два занятия: землеустройство и музыка. Постепенно музыка выходит на первый план. Георгий Ильич становится виртуозом-исполнителем, лучшим в Красноярске и губернии. Работает солистом-инструктором великорусского оркестра под руководством Б.Е.Авксеньева, выступает с сольными концертными программами. В его репертуаре русские и украинские песни, русская и зарубежная классика. Все его выступления пользуются неизменным успехом у красноярской публики. В 1923 г. при клубе "Красный октябрь" был создан новый великорусский оркестр. Георгий Ильич стал его руководителем. В этом оркестре играл совсем еще юный Б.С.Феоктистов, ставший впоследствии известным в стране солистом-балалаечником. В 30-е годы много работает на радио.

Г.И.Трошин с оркестром

Как порванная струна, в расцвете творчества оборвалась его жизнь. 16 августа 1937 г. он был арестован и 26 октября 1937 года - расстрелян. И только спустя годы, когда наступила "оттепель", стали вслух вспоминать об этом сибирском самородке и его великолепной игре на балалайке. Б.С.Феоктистов, приезжая в Красноярск с концертами, по радио телевидению и в печати сказал много теплых слов о Георгии Ильиче, талантливом человеке, с которым на короткое время его связала в юности творческая судьба.

Интересна судьба одной из двух его прекрасных концертных балалаек. В оркестре играл некто Сумкин, сотрудник НКВД. Незадолго до ареста он пришел к Трошиным и попросил на время балалайку (очевидно, знал, что Георгия Ильича вскоре арестуют). А потом, конечно, не счел нужным вернуть инструмент жене Трошина.

Михаил Григорьевич Окнинский был яркой личностью на музыкальном небосклоне Красноярска в 30-е годы. Выросший в семье военного, он получил прекрасное домашнее музыкальное образование. Его яркий, самобытный талант проявлялся во всем: он прекрасно играл на фортепьяно, валторне, струнных инструментах. Был известным в городе аккомпаниатором, выступал как солист на концертах и по радио. Но особенно всех восхищали его прекрасные, совершенно неожиданные импровизации на фортепьяно, поражавшие искрометностью исполнения. Михаил Григорьевич был арестован в 1937 году. ОкнинскийДомой не вернулся. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Вот так поработало Красноярское НКВД на поприще культуры, не оставив на музыкальном небосклоне Красноярска мало-мальски приметной звездочки. Чего ж теперь удивляться полупустым залам во время концертов.

На начало статьи На предыдущую главу На следующую главу


На главную страницу