ГУЛАГ: железная дорога САЛЕХАРД - ИГАРКА (Стройка № 503)


Буклет

9 января 1949 года СМ СССР принял Постановление о строительстве морского порта в Игарской протоке на Енисее и прокладке железной дороги от Салехарда до Игарки протяженностью 1300 километров. Строительство дороги поручалось НКВД СССР, которое сформировало два строительных управления: Обское № 501 с центром в Салехарде (строительство дороги с Запада до реки Пур) и Енисейское № 503 с центром первоначально в Игарке, а затем в поселке Ермаково (участок от реки Пур до Игарки).

К концу навигации 1949 года численность спецконтингента (так официально именовались заключенные) составила около 70000 человек. Вдоль трассы через каждые 5-7 километров стояли лагеря, в которых содержалось от 500 до 1500 заключенных - примерно половину их составляли осужденные по политическим статьям.

Вся трасса железной дороги проходила за полярным кругом. Лагерный режим и суровые климатические условия - летом оттаявшие болота, комары и мошка, зимой - снежные заносы и морозы до 50 градусов - делали жизнь и труд заключенных особенно тяжелыми. Однако советское руководство торопило, и заключенные укладывали до 15 км пути в месяц.

После смерти Сталина 25 марта 1953 года Правительство СССР остановило строительство. Последние заключенные были вывезены из этих мест в 1955 году.

Владимир Сиротинин,
председатель Красноярского общества "Мемориал"


На главную страницу/Документы/Публикации/2000-е