"Произошло варварство, которое никто не остановил"


18 мая у всех музеев был праздник - их Международный день. В музее истории и развития НПР его отметили новой выставкой "Воспоминание о детстве". О невероятных событиях трудного детства норильского музея - признанного сегодня лучшим в крае, - Светлана Эбеджанц, зав. отделом культурно-образовательной работы:

- Наш музей пережил несколько рождений. Вначале был приказ от 8 июня 1939 г. начальника НК Авраамия Завенягина. Геологическому отделу предписывалось организовать при комбинате музей полезных ископаемых и стройматериалов Норильского района. Первая музейная экспозиция разместилась в большой подвальной комнате барака по улице Заводской, а затем переехала в специальное помещение на первом этаже. Геологи, геодезисты, буровики привозили экспонаты со всего Красноярского края. Уникальную коллекцию минералов создавали тогдашний з/к Норильлага доктор минералогических наук Ю.И. Шейнманн, геодезист А.А. Сорокин, старожил нашего города, его почетный гражданин Г.И. Сапрыкин, знаменитый Н.Н. Урванцев.

Планы создания новых экспозиций надолго отодвинула война и послевоенные заботы. И только в ноябре 1947-го тогдашний глава комбината генерал-майор А.А.Панюков решил вернуться к задуманному предшественником. Для создания музея Норильского комбината МВД СССР был реконструирован коттедж по Озерной улице. Экспозиция разместилась в трех комнатах. Появились отделы геологии, краеведения, истории открытия Норильского рудного месторождения, истории строительства города, а также сельскохозяйственного производства совхозов "Норильский" и "Северный". Душой музея была его первый директор Клавдия Дмитриевна Родионова. Она приехала в Норильск в 1943 г. к своему мужу - репрессированному московскому врачу-хирургу В.Е.Родионову. Его фотоработы, получившие приз выставки норильских фотографов, украсили первую экспозицию природы.

По документам и газетным публикациям того времени трудно понять был ли музей открыт именно в ноябре 47-го. Скорее всего, для очень узкого круга людей. Очевидно, что директор в течение года со своим сотрудником из репрессированных С. Ткачевским и другими добровольцами формировала и систематизировала музейные коллекции. Среди консультантов были ученые из з/к и работников Норильлага. Работа велась огромная. Но какой же музей без посетителей. Наверняка Клавдия Дмитриевна неоднократно просила сделать музей более открытым. Наконец позволили, "учитывая культурные запросы трудящихся, а также интересы школ и техникума", открыть постоянную выставку для всеобщего обозрения с 25 ноября 1948 года. Но почему-то музей стал называться "Домом постоянной выставки Норильского комбината". Старые норильчане помнят ту первую экспозицию, в которой удивляли огромные законсервированные огурцы, томаты, капуста из совхоза "Норильский". Замечательно выполненные чучела бурого медведя и медвежонка, полярного волка, соболя, лебедей. В залах размещалось немало диковин - от старинного оружия, монет и книг до палеонтологоческих находок, коллекций бабочек и насекомых. Естественно, экспозиция начиналась с рассказа о роли командования и парторганизации в жизнедеятельности НК. Секретным документом считался "Каталог-путеводитель по музею", составленный в 1948 г. С.А. Ткачевским. Там было полное описание тематических разделов и музейных предметов. Из него мы узнали о содержании фондов первого музея.

С 1957-го по 62-й музей возглавила Тамара Стахиевна Никифорова (в недавнем прошлом одна из известных, ярких личностей города). В это время в судьбе музея происходят поворотные события, приведшие к трагедии.

Сохраняя свою ведомственную принадлежность, музей в 1960 г. переехал в новое здание и стал частью созданного Дома техники. Т.С.Никифорова оставалась директором музея, но без денежной сметы и штата она была подчинена директору Дома техники, и музей стал обслуживаться работниками Дома техники по совместительству. Несмотря на эти сложности, собственно музейная работа не прекращалась. Пополнялись музейные коллекции, записывались рассказы старожилов, велась обширная переписка с бывшими норильчанами. Директор изучала материалы архива, организовала первый краеведческий кружок, - одним словом, всячески старалась поддержать реноме музея.

Музейные фонды того времени насчитывали 1500 экспонатов, немало очень ценных и редких. Экспозиционные залы украшали отлично выполненные макеты, муляжи, диорамы, действующие модели, уникальная этнографическая, зоологическая коллекции и коллекция старинного оружия. Были самородное золото и платина и еще много раритетов. Именно этот музей под крышей Дома техники чаще всего вспоминают норильчане - мальчики и девочки 60-х. Необыкновенный архитектурный стиль здания, его колонны, люстры, лепнина, интереснейшие экспонаты - все это делало поход в музей сказочным, незабываемым событием. Норильский музей пользовался большой популярностью: в 1959 г. его посетили более 20 тыс. человек, из которых половина - школьники, всего было проведено 120 экскурсий на различные темы.

Однако, союз Дома техники и музея оказался губительным для последнего. Любовь ли к науке заставила Т.С.Никифорову расстаться с музеем, либо она предвидела грядущие перемены и знала, что не сможет бороться, учитывая свое прошлое (мать и отец были репрессированы), но Тамара Стахиевна сделала свой выбор и не ошиблась. Впоследствии, преподавая в Норильском индустриальном институте геологические дисциплины, она напишет 18 научных трудов, станет кандидатом геолого-минералогических наук. После ее увольнения из Дома техники должность директора музея упразднили. А в 1965 году, - в год 30-летия комбината, его музей был ликвидирован. Большую часть фондов музея передали школе № 1, какая-то часть фондов ( очевидно, самые ценные экспонаты) разошлась по рукам, а кое-что (по свидетельству работников Дома техники) было выброшено на свалку. Музейные экспонаты можно было встретить в самых неожиданных местах. Например, чучело бурого медведя, изготовленное для музея в 1951 г. А.В, Комаровым, появилось в интерьере магазина "Хантайка". Неизвестно, что сталось с редчайшей библиотекой музея, историческими документами, фотографиями, рукописями. Безвозвратно утеряны для нас зоологическая коллекция, которая создавалась руками доктора медицинских наук В.А. Кузнецовым и ученого биолога А.И. Душина, - всего 102 чучела животных и птиц Енисейского Севера: пропали палеонтологические коллекции, собранные, научно обработанные и переданные в дар музею знаменитыми учеными Н.И.Соколовым, профессором В.А.Фроловым, профессором В.А. Хахловым. Произошло варварство, и никто его не остановил, никто не вмешался...

***

До 1985 года, когда музей переехал в новое помещение по Ленинскому проспекту надо было прожить еще 20 лет. Работники музея обещают рассказать читателям "ЗП" об этом времени.

И еще, судя потому что сегодня происходит (или может произойти) со многими нашими культурными заведениями - нашему варварству нет конца.

И.ДАНИЛЕНКО.

Заполярная правда 22.05.1997


На главную страницу/Документы/Публикации/1990-е