












Из зоны вечной мерзлоты таинственно исчезли многотонные раритеты
В ста километрах от Игарки, с некогда железнодорожной станции Ермаково великой
Северной магистрали (Туруханский район Красноярского края), получившей в народе
название Сталинской железной дороги, исчезли два раритетных паровоза, брошенных
здесь вместе с другой техникой в 1953 году вскоре после смерти вождя.
Паровозы пролежали в вечной мерзлоте почти полвека и «сбежали» с почётного
«постамента» в тот момент, когда в СМИ шли материалы о завершении очередной
экспедиции Московских учёных и местных журналистов на заброшенную магистраль.
1996 году территория посёлка была объявлена историко-архитектурной зоной, вывоз объектов культурного наследия из неё был запрещён. Однако, сохранность этих самых объектов не была обеспечена. Никто не бил тревогу, что один из паровозов напрочь увяз в болоте и, как кикимора, оброс тиной.
Беспокойство по этому поводу проявила только глава Туруханского района Симона Юрченко. Хотя и убедили своё время нефтяники и гидростроители руководителя муниципалитета, что сорокотонные махины не только невозможно транспортировать, но и просто сдвинуть с места без спецтехники.
И ошиблись. Паровоз непонятным образом оказался в Светлогорске. Возможно, его по
частям доставили туда на барже и теперь бдительно охраняют.
Руководители Игарского музея вечной мерзлоты и администрации портового города
подключают к этому скандальному делу всё больше правоохранительных сил,
обратились даже в Законодательное Собрание края, требуя установить воров и
призвать к ответу. В ГУВД края «роются» в памяти, когда в последний раз
регистрировались подобные кражи на миллионы долларов. Но разве раритет не
бесценен?
Симона Григорьевна Юрченко мечтает хотя бы один из паровозов передать Красноярской железной дороге для его реставрации и демонстрации в музее под открытым небом. И не в глухой тайге, а в столице бывшего Туруханского, а ныне Красноярского края.
Татьяна Макогонова
Красноярский железнодорожник, № 31, 19.08.2005.