Сталинский проект возрождается


На севере Красноярского края начались исследования состояния железной дороги Салехард-Игарка. Учеными Московского государственного университета путей сообщения были проведены инженерные изыскания, а затем проанализирована возможность возрождения трансполярной железной дороги

По словам профессора университета Галины Шипитько, состояние дороги на некоторых участках можно назвать неплохим: сохранилось дорожное покрытие и рельсы, но часть участков находится в очень плохом состоянии. В этих местах наблюдаются просадка земли, затопление, заросли кустарников.

Строительство дороги началось в марте 1947 г. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, 501-е управление Главного управления лагерей (ГУЛАГа) начало прокладку 700-километровой трассы от станции Чум дороги Котлас - Воркута на северо-восток через Щучье и Новый Порт на Мыс Каменный.

Труднейшие геологические и климатические условия не помешали уже к концу 1948 г. пустить поезда на 200-километровом участке дороги, пересекшем отроги Полярного Урала от станции Чум до пос.Лабытнанги на берегу Оби. Согласно планам руководства ГУЛАГа, к 1952-1953 гг. строители обоих управлений должны были встретиться на берегах р.Пур, примерно посередине 1300-километровой трассы. Однако дальнейшая реализация грандиозного плана застопорилась: в разгар строительства выяснилось, что в новый порт не смогут заходить океанские корабли.

А 25 марта 1953 г., через 20 дней после смерти Сталина, Совет Министров СССР постановил прекратить строительство Сталинской железной дороги. Заключенные работали месяцы спустя после этого, занимаясь демонтажем, вытаскивая костыли и рельсы. По неофициальным данным, на строительстве погибло от 60 до 100 тыс. человек.

Идея восстановления железной дороги Салехард - Игарка протяженностью 1400 км активно разрабатывалась два последних года. В мае 2005 г. на совещании по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа проект строительства Полярной железной дороги был назван приоритетным.

Необходимость строительства очевидна: открываются новые месторождения полезных ископаемых, увеличиваются объемы добычи, соответственно, возникает необходимость в развитии транспортных коммуникаций. Открытие нефтегазовых месторождений в Эвенкии и на Таймыре также говорит в пользу возобновления строительства железной дороги. Если целесообразность строительства будет подтверждена, к проекту планируют привлекать и заинтересованные стороны, в том числе и "Норильский никель", поскольку существует вероятность продолжения дороги до Норильска.

«АиФ на Енисее», № 29, 2005 г.


На главную страницу/Документы/Публикации 2000-е