С.П.Кучин. Полянский ИТЛ (ГУЛАГ – уголовный)


Железлаг (ДФ-9)

«В тайге, у предгорья Саян
мотаю свой срок
каждодневно...»
Из песни заключенных

Становление

26 февраля 1950 г. было принято Постановление Совета Министров СССР № 826/302 сс/оп о строительстве комбината № 815 (ГХК). 20.03.1950 г. издан приказ МВД СССР № 00196 «Об организации ИТЛ при строительстве № 994 (п/я № 9) Главпромстроя МВД («ДФ»)».

Но только осенью 1950 г., когда ИТЛ «Гранитный» и спецуправление № 505 закончили строительство железной дороги ст.Базаиха–Соцгород, началось формирование ИТЛ «ДФ». 09.10.1950 г. был издан приказ МВД СССР № 0684 о передаче спецуправления 505 и ИТЛ «Гранитный» в строительное управление п/я 9. На базе строительных колонн № 101-110 «Гранитного» формируется исправительно-трудовой лагерь под условным названием ДФ-9. В его составе 5 157 заключенных, в том числе 3 939 мужчин и 1 218 женщин.

Справка
Дислокации ИТЛ (на 01.01.1951 г.)

Исправительно-трудовой лагерь строительства «Железные рудники» МВД (Железлаг МВД).
Лагерное обозначение – ДФ
Место дислокации управления – г.Красноярск.
Условный телеграфный адрес – г.Красноярск, «Рудник».
Почтовый адрес для несекретной корреспонденции – Красноярск-17, ДФ-9.

ГАРФ Ф.9414 оп.1 д.153, л.164

По сложившемуся в то время положению в МВД руководство исправительно-трудовыми лагерями возлагалось на начальников строительства. Но в данном случае, при развороте огромной стройки совместно с десятком субподрядчиков (специализированных организаций: метростроевцев, ЭПРОНовцев, монтажников и др.), начальник строительства М.М.Царевский возложил руководство ИТЛ на своего заместителя – генерал-майора А.А.Закусило. Пробыл он на стройке недолго. Из-за травмы, полученной его дочерью, его откомандировали в Москву. Руководство ИТЛ было возложено на заместителя начальника стройки генерал-майора А.В.Шамарина.

Справка


Шамарин Андрей Васильевич
(1904-1994 гг.)
генерал-майор

01.08.1943 г. – начальник УНКВД Кемеровской обл.
02.08.1948 г. – начальник Вытегорского УИТЛ и строительства Волго-Балтийского водного пути.
02.06.1949 г. – Начальник УИТЛ и строительства Волго-Донского соединительного канала.
20.03.1950 г. – Зам. начальника ИТЛ и строительства № 994.
30.03.1951 г. – Зам. начальника УИТЛ и строительства «Железных рудников» МВД по подсобным предприятиям.
18.02.1952 г. – Зам. начальника УИТЛ и строительства «Железных рудников» по подсобным предприятиям и исправительно-трудовому лагерю МВД.
01.04.1953 г. – И.о. начальника УИТЛ и строительства «Железных рудников».
16.01.1954 г. – Уволен в запас.

Организационный период был тяжелый. В основном лагерные отделения строились в необжитых, таежных местах. В соответствии со схемой планировки строительных объектов лагерные отделения старались разместить как можно ближе к ним. Так возникли л.о. № 1, 2, 4. Бараки собирались из готовых двойных деревянных щитов, засыпанных в промежутке опилками с прокладками из пергамина. (Кстати, при разборке этих бараком через 40 лет щиты сохранились хорошо). Изготавливали щиты в Красноярске, Томске и др., лесозаводах. Такие щитовые бараки устанавливались и для служебных помещений, и для проживания вольнонаемных работников на «Майке», «Пасеке» и других местах. Конечно, на сибирские морозы они не были рассчитаны. И спасаться от морозов можо было только непрерывной топкой печей, благо дров вокруг было полно. Вначале в каждом бараке у заключенных стояли печки, в большинстве своем самодельные, сделанные из железных бочек. Постепенно их заменяли на установку труб вдоль стен, по которым периодически пропускали пар от стоящих поблизости специальных паровозов. Колебания температуры в помещении от такого отопления были огромные, от +5°С до + 35°С. Такая система отопления во временных зданиях (бараках) и некоторых производственных помещениях сохранялась до 60-х годов.

Справка

На зиму 59-60 года подключено 20 паровозов-отопителей, в т.ч.:

5-й маршрут (Прижим) – 6
в/ч 25761 – 4
в/ч 20184 – 1
2-й район – 1
1-й автобат – 2
РМЗ п/я 9/пп – 2
АБЗ – 1
Депо Базаиха – 1
Подменные – 2
Итого: – 20

Обустраивались лагерные отделения и лагерные пункты быстро. Руководство ИТЛ понимало, что от бытовых условий зависит производственная деятельность, в организации которой было еще много не устоявшегося, не сложившегося. Частые простои из-за нехватки материалов, оборудования, иногда и просто фронта работ, отрицательно сказывались на дисциплине заключенных и на производительности их труда.

Руководство МВД СССР и ГУЛАГа пристально следило за созданием исправительно-трудовых лагерей, предназначенных для выполнения работ на объектах Главпромстроя и, в частности, за Полянским лагерем.

Справка

Из письма зам. министра внутренних
дел Союза ССР генерал-полковника
И.Серова 24.07.1951 г. 1/11220
Начальнику Главпромстроя МВД СССР генерал-майору
инженерно-технической службы
т.Комаровскому

«Режим содержания и изоляции з/к в исправительно-трудовых лагерях Главпромстроя продолжает оставаться в неудовлетворительном состоянии.
Наибольшее количество нарушений допущено в ИТЛ строительств №... и строительства железных рудников.

Не выполняется приказ МВД СССР № 00702-1950 г. об усилении изоляции активно-бандитствующего элемента. Так, в ИТЛ строительств № ... и железных рудников, специальные лагерные подразделения строгого режима, предусмотренные указанным приказом, до сих пор не созданы, не организован пересыльный пункт, в результате чего прибывающие в лагеря з/к без предварительной обработки и изучения направляются в общие лагерные подразделения, что является совершенно недопустимым и приводит к весьма серьезным последствиям».

На это письмо A.M.Комаровским были представлены 28.10.1951 г. т.Серову «Мероприятия по улучшению режима содержания и изоляции з/к в ИТЛ Главпромстроя МВД СССР», в которых, в частности, записано:

1. Во всех ИТЛ Главпромстроя закончить размещение в полном соответствии с п.п. 46, 47 и 48 инструкции, объявленной приказом МВД СССР № 0190-47, и приказа МВД СССР № 0316-1951 г. Срок 15.11.1951 г.

2. В целях улучшения работы по подготовке и приему этапов з/к, потребовать от начальников ИТЛ строительств № … и железных рудников организовать согласно распоряжению МВД СССР № 775-1950 г. пересыльные пункты. Срок IV кв. 1951 г.

3. Для усилении борьбы с преступностью заключенных в лагерях обязать начальников ИТЛ ... строительства железных рудников в соответствии с приказами МВД СССР № 001516-48 г. и № 00702-50 г. организовать специальные подразделения строгого режима. Срок III-IV кВ. 1951 г.

4. В соответствии с приказом МВД СССР № 0190-47 г. во всех ИТЛ для особо злостных нарушителей – организовать центральные штрафные лагерные пункты. Срок III-IY кв. 1951 г.

На основании этих документов министр МВД СССР генерал-полковник С.Н.Круглов утвердил 31.10.1951 г. план практических мероприятий по укреплению режима содержания з/к и усилению борьбы с побегами и банд-проявлениями со сроком выполнения в декабре 1951 г.

Однако все эти мероприятия выполнялись плохо из-за объективных причин, а частью из-за недостаточной организованности.

В ноябре 1951 г. начальником Главпромстроя был назначен генерал-майор инженерно-технической службы Ф.А.Гвоздевский. На его имя зам. начальника ГУЛАГа генерал-лейтенант А.М.Кобулов 10 декабря отправил письмо за № 9/10/10-71276, в котором указал, что:

«Приказы и распоряжения МВД СССР в ИТЛ строительства железных рудников о создании в лагере необходимых условий, не выполняются. Заключенные женщины и мужчины на производственных объектах (кирпичный и шлакоблочный заводы, подсобные хозяйства) работают не изолированно. Центральный штрафной лагерный пункт и спецлагподразделения не организованы.

Пересыльный лагерный пункт не создан.

В двух лагерных подразделениях штрафные изоляторы не построены, а в двух других – не пригодны для эксплуатации...

Вследствие недостатков содержания и изоляции заключенных в подразделениях ИТЛ за III квартал 1951 г. допущено одно убийство, 38 случаев хулиганских действий и 248 отказов от работы».

ГАРФ Ф.9414 оп.1 д.2553 л.68-69

Генерал-майор Ф.А.Гвоздевский решил лично ознакомиться с положением дел в ИТЛ Главпромстроя.


На оглавление  Предыдущая  Следующая

На главную страницу